|
Мощности турбодвигателей в Формуле 1 стремительно росли, и столь же стремительно снижалась безопасность соревнований. Убедительным доказательством этого послужила гибель Элио де Анжелиса на тестах в Ле-Кастелле в 1986 году. Поэтому FIA объявила о запрете использования двигателей с турбонаддувом начиная с 1989 года и об увеличении максимального рабочего объема для атмосферных двигателей до 3,5 л. На два "переходных" сезона 1987-1988 вводились отдельные зачеты для команд, использующих атмосферные двигатели: командный Кубок Колина Чэпмена и личный Кубок Джима Кларка. В 1987 году за них предстояло бороться пяти командам: "Tyrrell", "March", "Larrousse", AGS и "Coloni", использовавшим единственную пока марку безнаддувных двигателей - "Ford-Cosworth-DFZ". Формулу 1 также начали покидать производители турбодвигателей - "Renault" и BMW. Ситуация с последней была довольно противоречивой: несмотря на официальное решение о прекращении спортивной программы, контракт с "Brabham" продолжал действовать до конца года. BMW пришлось выполнить свои обязательства, поставив "Brabham" партию забракованных в 1986 году BMW-M12/13/1. Кроме того, отделение финансовой группы USF&G - спонсора "Arrows" - купило лицензию на производство двигателей BMW, и "Arrows", а также и "Ligier", использовали их под маркой "Megatron". Чемпионат начался 12 апреля в Бразилии. Квалификация показала полное превосходство команды "Williams": Найджел Мэнселл занял поул-позицию, показав результат 1 мин 26,128 с, а на счету Нельсона Пике оказалось второе время - 1 мин 26,567 с. При этом стартовавший третьим Айртон Сенна на "Lotus" показал лишь 1 мин 28,408 с. Преимущество "Williams" не оставляло сомнений, но в гонке и Мэнселл, и Пике сделали по три пит-стопа, каждый раз надолго задерживаясь в руках нерасторопных механиков. В итоге победа досталась действующему чемпиону Алену Просту, а Пике отстал от него на 40,547 с. Стефан Йоханссон, в этом сезоне выступавший за "McLaren", стал третьим, Герхард Бергер на "Ferrari" - четвертым, Тьерри Бутсен ("Benetton") - пятым, а Мэнселл с превеликим трудом финишировал на шестом месте. В квалификации перед вторым этапом - Гран При Сан-Марино - Пике попал в тяжелую аварию (по наиболее распространенной версии, ее причиной стал прокол шины в повороте Тамбурелло) и не мог принимать участия в гонке. Поул-позиция досталась Сенне, который выиграл старт и лидировал в гонке, но всего лишь один круг - Мэнселл, стартовавший вторым, легко обогнал его, ушел в отрыв и выиграл, "привезя" Сенне на финише 27,545 с. Третьим, отстав от Мэнселла на 39,144 с, стал Микеле Альборето на "Ferrari", четвертым - Йоханссон. Свои единственные два очка за пятое место Мартина Брандла взяла команда "Zakspeed", а Сатору Накаджима, закончив гонку шестым, стал первым японским пилотом, получившим очки в Формуле 1. 17 мая в Спа-Франкоршамп прошел Гран При Бельгии. Поул-позиция досталась Мэнселлу, опередившему Пике на 1,390 с, но в полной мере реализовать ее Найджел так и не смог: на втором круге произошло столкновение между гонщиками команды "Tyrrell" - Джонатаном Пальмером и Филиппом Штрайффом, - из-за чего гонка была остановлена. После повторного же старта Мэнселл столкнулся с Сенной и сошел. Впрочем, Сенна тоже не избежал подобной участи, не сумев выбраться из гравия полосы безопасности. Пике в отсутствие соперников, казалось, должен был выиграть гонку, но на десятом круге у него возникли проблемы с двигателем, и он заехал в боксы. Прост выиграл, а Йоханссон финишировал вторым. Неожиданностью стало третье место Андреа де Чезариса на "Brabham" - эти четыре очка так и остались для него единственными в сезоне, так же, как и для Рене Арну, ставшего шестым. После трех этапов в чемпионате мира господствовала команда "McLaren", чьи гонщики занимали два первых места: Прост с 18 очками и Йоханссон с 13. Третьим был Мэнселл (10 очков), а по 6 имели Пике и Сенна. В Кубке Конструкторов лидерство "McLaren" было еще более убедительным: 31 очко против 16 у "Williams" и 9 у "Lotus". Мэнселл занял поул-позицию (1 мин 23,039 с) в Монако 31 мая и лидировал до поломки двигателя на тридцатом круге. Победу одержал Сенна, первую из шести на этой трассе. Пике стал вторым, отстав от Сенны на 33,212 с. "Ferrari" получила семь очков за третье место Микеле Альборето и четвертое - Бергера. Появились и первые очки у гонщиков на автомобилях с атмосферными двигателями: пятым стал Пальмер ("Tyrrell"), а шестым - Иван Капелли ("March"). В Детройте на Гран При США Мэнселл вновь с очень большим отрывом выиграл квалификацию и лидировал в гонке, но из-за плохого самочувствия не мог удержать свою первую позицию до финиша. Сенна вышел вперед и выиграл гонку, опередив Пике, Проста и Бергера. Мэнселл финишировал пятым, а шестое место занял Эдди Чивер на "Arrows". Две подряд победы Сенны вывели его на первое место в чемпионате мира с 24 очками. На два очка отставал Прост, на шесть - Пике. У Йоханссона было все еще 13 очков, у Мэнселла - 12, а шестым был Бергер с 9 очками. В Кубке Конструкторов лидировала команда "McLaren", имевшая 35 очков; 30 было у "Williams", 27 - у "Lotus". Повторялась история предыдущего сезона - несмотря на все успехи Сенны, "Lotus" не мог претендовать на победу в командном первенстве из-за относительно низкой результативности второго пилота. Четвертой в Кубке Конструкторов была "Ferrari" с 17 очками. Гран При Франции, состоявшийся 5 июля в Ле-Кастелле, окончился победным дублем команды "Williams": Пике отстал от Мэнселла на 7,711 с, а Прост проиграл победителю уже 55,255. Сенна смог стать четвертым и сохранил лидерство в чемпионате. Пятое место занял Тео Фаби на "Benetton", а шестое - Штрайфф ("Tyrrell"). Через неделю в Сильверстоуне состоялся седьмой этап чемпионата - Гран При Великобритании. В квалификации Пике занял поул-позицию (1 мин 07,110 с), а Мэнселл показал время, лишь на 0,070 с худшее. В гонке Пике уверенно лидировал, но Мэнселл после долгого пит-стопа смог догнать его, отыгрывая по секунде на круге. Эта погоня завершилась зрелищным обгоном в повороте Стоув, и Мэнселл победил, опередив Пике на 1,918 с. Вообще же это был день триумфа не только для Мэнселла и "Williams", но и для фирмы "Honda" - четыре гонщика на автомобилях с ее двигателями заняли четыре первых места (третьим стал Сенна, а четвертым - Накаджима). Единственным мрачным эпизодом стало обострение отношений между пилотами "Williams", и до этого не отличавшихся особой теплотой - проигравший Пике после финиша демонстративно не обращал внимания на Мэнселла. Несколько необычный исход восьмого этапа - Гран При Германии - был обусловлен характером трассы Хоккенхаймринг, с началом эры "турбо" славившейся своей беспощадностью по отношению к двигателям. Так случилось и на этот раз - участники сходили с трассы один за другим. В числе прекративших гонку был и лидировавший Мэнселл, и его место занял Прост, но за четыре круга до финиша сошел и он. Всего в итоговом протоколе было квалифицировано семь гонщиков, и поэтому три места в первой шестерке заняли представители команд, использовавших атмосферные двигатели "Ford" - четвертым стал Штрайфф, пятым - Пальмер, а шестым - Филипп Алльо на "Lola" команды "Larrousse". Седьмым был Прост, который, как уже было сказано выше, сошел незадолго до финиша. Победителем Гран При Германии стал Пике, почти на круг (+1 мин 39,591 с) опередивший Йоханссона, который доехал до финиша с изношенными до предела шинами, и Сенну, уже проигравшего круг. После восьми этапов Пике, несмотря на то, что в Германии он одержал первую победу в сезоне, стал лидером чемпионата с 39 очками. 35 очков имел Сенна, 30 - Мэнселл, 26 - Прост. Вслед за лидирующей четверкой располагался Йоханссон с 19 очками, и Бергер, который все еще имел 9 очков. В зачете Кубка Конструкторов команда "Williams" вышла на первое место еще после Гран При Франции, а сейчас имела уже довольно большой отрыв от "McLaren" - 69 очков против 45. 41 очко было у "Lotus". Счет "Ferrari" на протяжении последних трех этапов не изменился и составлял по-прежнему 17 очков. Шестое место занимала команда "Tyrrell" с 8 очками, уверенно лидировавшая в Кубке Колина Чэпмена. На Гран При Венгрии с Мэнселлом приключилась та же история, что и в Германии - стартовав с поул-позиции, он лидировал, но прекратил гонку за шесть кругов до финиша, на этот раз из-за плохо закрученной гайки крепления колеса. Колесо отвалилось, и победа во второй раз подряд досталась Пике, опередившему Сенну и Проста. Гран При Австрии 1987 года был последним перед десятилетним перерывом: следующая гонка в Австрии состоялась только в 1997 году. Этот Гран При под проливным дождем изобиловал авариями, из-за которых старт гонке пришлось давать трижды. Мэнселл после двух неудач наконец-то победил, а Пике стал вторым. Свой лучший результат в сезоне показала команда "Benetton" - Фаби и Бутсен, финишировав третьим и четвертым, принесли ей сразу семь очков. Сенна и Прост заняли только пятое и шестое места. Затем чемпионат мира переехал в Италию, где победа досталась Пике. Сенна, уверенно возглавлявший гонку, совершил ошибку в Параболика и в итоге стал вторым, а Мэнселл - третьим. Бергер после пяти гонок без очков смог стать четвертым. Он же неожиданно вмешался в борьбу лидеров на Гран При Португалии, выиграв первую в своей карьере поул-позицию (1 мин 17,620 с). Вторым стартовал Мэнселл, но ему в который уже раз не повезло, и на четырнадцатом круге двигатель на его автомобиле отказал. Бергер возглавлял гонку до семидесятого круга, но потом его обогнал Прост, одержавший, таким образом, свою двадцать восьмую победу в Формуле 1 и перекрывший державшийся с 1973 года рекорд Джекки Стюарта - 27 побед. Третье место, позади Бергера, занял Пике. Фаби получил три очка за четвертое место, но он не финишировал - незадолго до финиша кончилось горючее. Шансы Мэнселла на титул чемпиона снижались с катастрофической быстротой, но он не собирался сдаваться и блестяще выиграл Гран При Испании в Хересе. Прост и Йоханссон заняли второе и третье места, а два основных соперника Мэнселла - Пике и Сенна - финишировали только четвертым и пятым. На этом этапе команда "Williams" досрочно выиграла Кубок Конструкторов. Еще одну победу Мэнселл одержал в Мексике. На этот раз позади него оказались Пике и Рикардо Патрезе ("Brabham"). Чивер занял четвертое место, Фаби - пятое, а Алльо, как и в Хересе, смог стать шестым. После четырнадцати этапов Мэнселл переместился на второе место в личном зачете с 61 очком, проигрывая Пике 12. Третье место занимал Сенна (51), который уже не мог претендовать на титул. Прост имел 46 очков, 26 - Йоханссон, а шестым был Бергер с 18 очками. В Кубке Конструкторов на счету "Williams" было 137 очков, 72 - у "McLaren", 57 - у "Lotus". Далее следовали: "Ferrari" (26 очков), "Benetton" (22) и "Arrows" (11). Мэнселл все еще мог выиграть чемпионат, хотя шансы его и были малы. Но в квалификации перед пятнадцатым этапом в Японии (Гран При Японии проводился впервые с 1977 года) он попал в аварию, и Пике стал чемпионом мира, так как травма Мэнселла была весьма тяжелой и явно не позволяла ему принять участие ни в Гран При Японии, ни в Гран При Австралии. Победа в Японии досталась Бергеру (Сенна стал вторым, Йоханссон - третьим). Завершающий этап в Австралии вновь выиграл Бергер, стартовав с поул-позиции и показав в гонке лучший круг (благодаря этой победе он переместился на пятое место в чемпионате), а финишировавшего вторым Сенну дисквалифицировали за нарушение технического регламента (это стоило ему второго места в чемпионате), и шесть очков получил Альборето. Третьим стал Бутсен, четвертым - Пальмер, который выиграл Кубок Джима Кларка. Кубок Колина Чэпмена с огромным отрывом от ставшей второй команды "Larrousse" выиграл "Tyrrell".
По ходу сезона команда "Williams" имела просто подавляющее превосходство
над соперниками, но в следующем чемпионате оно вряд ли могло повториться:
японцы из "Honda", чьи двигатели были на тот момент, бесспорно, лучшими
в Формуле 1, решили со следующего сезона сотрудничать с "McLaren". Узнав
об уходе "Honda", команду покинул и Пике. 1988 год обещал большие перемены.
|
|