Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
Alfa-Romeo |
"Alfa-Romeo-179D",
"-182", "-182B" |
Б.
Джакомелли (IT), А. де Чезарис (IT) |
Arrows |
"Arrows-Ford-A3",
"-A4", "-A5" |
М.
Зурер (SWI), М. Бальди (IT), Б. Хентон (GB) |
ATS |
ATS-Ford-D5 |
М.
Винкльхок (D), Э. Салазар (CHI) |
Brabham |
"Brabham-Ford-BT49D",
"Brabham-BMW-BT50" |
Н.
Пике (BR), Р. Патрезе (IT) |
Ensign |
"Ensign-Ford-N180B",
"-N181" |
Р.
Герреро (COL) |
Ferrari |
"Ferrari-126C2" |
Ж.
Вильнев (CAN), П. Тамбе (FR), Д. Пирони (FR), М. Андретти (USA) |
Fittipaldi |
"Fittipaldi-Ford-F8D",
"-F9" |
Ч.
Серра (BR) |
Lotus |
"Lotus-Ford-87B",
"-91" |
Э.
де Анжелис (IT), Н. Мэнселл (GB), Р. Морено (BR), Д. Лиз (GB) |
March |
"March-Ford-821" |
Й.
Масс (D), Р. Кигэн (GB), Э. де Виллота (ESP), Р. Боезель (BR) |
McLaren |
"McLaren-Ford-MP4/1B" |
Д.
Уотсон (GB), Н. Лауда (AUT) |
Osella |
"Osella-Ford-FA1C",
"-FA1D" |
Ж.-П.
Жарье (FR), Р. Палетти (IT) |
Renault |
"Renault-RE30B" |
А.
Прост (FR), Р. Арну (FR) |
Talbot
Ligier |
"Ligier-Matra-JS17",
"-JS19" |
Ж.
Лаффит (FR), Э. Чивер (USA) |
Theodore |
"Theodore-Ford-TY01",
"-TY02" |
Д.
Дали (IRL), Т. Берн (IRL), Я. Ламмерс (NL), Д. Лиз (GB) |
Toleman |
"Toleman-Hart-TG181C",
"-TG183" |
Д.
Уорвик (GB), Т. Фаби (IT) |
Tyrrell |
"Tyrrell-Ford-011" |
М.
Альборето (IT), С. Боргудд (SW), Б. Хентон (GB) |
Williams |
"Williams-Ford-FW07D",
"-FW08" |
К.
Росберг (FIN), К. Ройтеманн (ARG), М. Андретти (USA), Д. Дали (IRL) |
В 1982 году распространение турбонаддува в Формуле 1 продолжилось. Три
команды - "Renault", "Ferrari" и "Toleman" - уже имели на вооружении турбодвигатели.
Команда "Brabham" начала сотрудничать с BMW и уже на тренировках Гран При
Великобритании 1981 года выставила новый "Brabham-BMW-BT50", дебют которого
в гонках был, однако, отложен до следующего сезона. Однако новостью, затмевающей
все остальные, было возвращение в Формулу 1 знаменитого австрийца Ники
Лауды. Двукратный чемпион мира в предстоящем сезоне должен был выступать
в составе команды "McLaren", которая переживала период возрождения после
крайне неудачных сезонов 1978-1980.
Лауда тут же привлек к себе внимание, устроив накануне первой гонки сезона
в ЮАР забастовку гонщиков. Причиной этому послужил новый пункт в договоре
о выдаче суперлицензии, согласно которому гонщик не мог покинуть команду
до истечения срока действия контракта, в то время как за руководителями
команд оставалось право увольнять пилотов по собственному усмотрению. Объединившись
с Дидье Пирони, Лауда быстро склонил на свою сторону всех гонщиков (кроме
Йохена Масса), которые в пятницу уехали с автодрома в Йоханнесбург. Берни
Экклстоун и Жан-Мари Балестр попытались воздействовать на бунтовщиков,
лишив их суперлицензий. Но это не помогло - за исключением одумавшегося
и вернувшегося в Кьялами Тео Фаби, все остались в Йоханнесбурге. "Хитрому
Берни" пришлось сделать Лауде чисто номинальные уступки, которые, однако,
австрийца вполне удовлетворили, и днем в субботу все вошло в норму. Квалификацию
выиграл Рене Арну, а действующий чемпион мира Нельсон Пике стартовал вторым.
До своего схода на четвертому круге Пике лидировал, а затем вперед вышел
Ален Прост на "Renault". Но и он долго не пробыл впереди всех: прокол шины
и ее замена в боксах отбросили Проста на восьмое место. Впрочем, Прост
не сдался, к концу гонки вернул себе лидерство и победил. Карлос Ройтеманн,
который объявил о своем уходе еще в конце прошлого сезона и сейчас "доезжавший"
в поисках подходящей замены, стал вторым. Арну стал только третьим, а бунтовщик
Лауда финишировал четвертым в своей первой гонке после двухлетнего перерыва.
21 марта в Бразилии состоялся второй этап. Поул-позицию выиграл Прост (1
мин 28,808 с), а второе место на старте занял Жиль Вильнев. Пике стартовал
лишь с седьмой позиции, проиграв Просту 1,473 с, но методично поднимался
все выше и выше, пока после схода Вильнева на тридцатом круге не стал лидером.
Росберг держался вплотную за ним, но обогнать так и не смог. Победа в гонке,
проходившей в сильную жару, потребовала от Пике напряжения всех сил, и
на подиуме он потерял сознание. Однако вскоре и Пике, и Росберг были дисквалифицированы
FISA, а победителем был объявлен пришедший к финишу третьим Прост. Причиной
этому послужил тот факт, что автомобили обоих были оборудованы так называемой
"системой охлаждения тормозов", которая, по сути, не являлась ничем иным,
как попыткой обойти правила. В техническом регламенте указывалась минимальная
масса для автомобиля без гонщика и топлива. Это означало, что можно построить
очень легкий автомобиль, а недостающую массу дополнить водой. Перед стартом
бак "системы охлаждения" заполняли водой, а в ходе гонки выливали ее прямо
на трассу через трубки, идущие от бака к тормозным дискам. Таким образом,
автомобиль большую часть гонки был легче, чем было разрешено правилами,
а после финиша было достаточно снова залить бак, и машина вполне соответствовала
правилам. Кроме "Brabham" и "Williams", такую же "систему" применяли еще
в "Arrows", но после Гран При Бразилии подобные штучки были запрещены.
Разозленный Экклстоун, который, помимо руководства FOCA, возглавлял тогда
"Brabham", призвал все одиннадцать команд, придерживавшихся его стороны,
бойкотировать Гран При Сан-Марино.
Лауда выиграл третий этап - Гран При "США-Запад" в Лонг-Бич, доказав, что
после двух сезонов без гонок он все еще может побеждать. Росберг стал вторым,
Вильнев - третьим. Однако протест, поданный Кеном Тирреллом, заставил комиссаров
повнимательнее присмотреться к заднему антикрылу его "Ferrari". Оно оказалось
шире, чем было разрешено, и канадец был дисквалифицирован. В итоге третье
место досталось Рикардо Патрезе на "Brabham-Ford-BT49D", а на четвертое
поднялся пилот "Tyrrell" Микеле Альборето - скорее всего, ради одного добавочного
очка Тиррелл и затеял историю с антикрылом Вильнева. Затем настала очередь
гонки в Имоле, той самой, которую бойкотировали команды FOCA. За Балестра
и FISA тогда выступали только шесть команд, и, соответственно, двенадцать
пилотов, а по правилам гонка считалась зачетной, если в ней участвовало
не менее тринадцати. Экклстоун уже торжествовал, когда Кен Тиррелл под
давлением своих новых спонсоров - "Candy" и "Ceramica Imola" - был вынужден
принять участие в Гран При, который благодаря этому вновь вошел в число
зачетных. Первый ряд на старте заняли пилоты "Renault", но оба они сошли,
и за лидерство сражались Вильнев и Пирони. По негласной традиции команды,
если перед финишем гонку возглавляют гонщики "Ferrari", то они должны сохранять
свои позиции - побеждает тот, кто впереди. Однако на последнем круге Пирони
обогнал лидировавшего Вильнева и выиграл. Жиль так и не смог простить это
Дидье и на подиуме, разгневанный, молча смотрел, как радостный Пирони поливает
окружающих шампанским. Третьим в гонке стал Альборето, четвертым - Жан-Пьер
Жарье на "Osella", а пятым - Элисео Салазар на ATS. Его товарищ по команде
Манфред Винкльхок финишировал шестым и последним, но был дисквалифицирован
- его машина оказалась легче нормы.
Экклстоун, потерпевший поражение в Имоле, намеревался продолжать свою войну
с Балестром и дальше, на Гран При Бельгии. Но тут на Берни скопом напали
спонсоры и боссы телекомпаний, требуя проведения полноценных и интересных
гонок, и Экклстоуну пришлось уступить. |