М.
Зурер (SWI), Э. Салазар (CHI), Р. Лондоно (COL)
Ferrari
"Ferrari-126CK"
Ж.
Вильнев (CAN), Д. Пирони (FR)
Fittipaldi
"Fittipaldi-Ford-F8C"
К.
Росберг (FIN), Ч. Серра (BR)
Lotus
"Lotus-Ford-81B",
"-87"
Э.
де Анжелис (IT), Н. Мэнселл (GB)
March
"March-Ford-811"
Д.
Дали (IRL), Э. Салазар (CHI)
McLaren
"McLaren-Ford-M29C",
"-M29F", "-MP4/1"
Д.
Уотсон (GB), А. де Чезарис (IT)
Osella
"Osella-Ford-FA1B",
"-FA1C"
Ж.-П.
Жарье (FR), П. Гинзани (IT), Д. Франчиа (IT), Б. Габбьяни (IT), М.-А. Герра
(ARG)
Renault
"Renault-RE20B",
"-RE30"
Р.
Арну (FR), А. Прост (FR)
Talbot
Ligier
"Ligier-Matra-JS17"
Ж.
Лаффит (FR), Ж.-П. Жабуй (FR), П. Тамбе (FR), Ж.-П. Жарье (FR)
Theodore
"Theodore-Ford-TY01"
П.
Тамбе (FR), М. Зурер (SWI)
Toleman
"Toleman-Hart-TG181"
Д.
Уорвик (GB), Б. Хентон (GB)
Tyrrell
"Tyrrell-Ford-010",
"-011"
Э.
Чивер (USA), К. Коган (USA), Р. Зунино (ARG), М. Альборето (IT)
Williams
"Williams-Ford-FW07C",
"-FW07D"
А.
Джонс (AUS), К. Ройтеманн (ARG)
Четверка команд-лидеров, сформировавшаяся в 1979-1980, не собиралась сдавать
позиции и в сезоне 1981 года. "Williams" и "Brabham" в очередной раз модернизировали
автомобили "-FW07" и "-BT49" в соответствии с новым техническим регламентом,
который ограничивал минимальный дорожный просвет у подготовленного к старту
автомобиля 60 мм и запрещал использование эластичных шторок под днищем.
"Ligier" и "Renault" разработали новые модели и наполовину изменили свой
состав, причем "Ligier" была куплена концерном PCA и вернулась поэтому
к использованию двигателей "Matra". Также к вышеперечисленной группе вполне
могли примкнуть еще две команды: "Ferrari", пожертвовавшая прошедшим сезоном
для разработки нового турбодвигателя и шасси для него, и "McLaren", слившаяся
с командой "Project 4" (а фактически - купленная ею), что означало для
команды начало новой эры, так как новый ее глава Рон Деннис изменил почти
все. Для сезона 1981 года была разработана суперсовременная модель "-MP4/1"
- первый автомобиль Формулы 1 с углепластиковым монококом.
Чемпионат 1981 года должен был начаться в ЮАР, однако, поскольку гонка
являлась также этапом WPC - "альтернативного" чемпионата, о создании которого
в пылу борьбы с FISA объявили команды FOCA, - и в ней участвовали автомобили
с мягкими "юбками", то гонка, победу в которой одержал Карлос Ройтеманн
на "Williams", официально этапом чемпионата мира не считалась. Экклстоун
не пытался протестовать - к тому времени уже было достигнуто соглашение
с Балестром, и начинать новую "гражданскую войну" Берни не хотелось.
Новые правила предусматривали ограничение клиренса только для автомобилей,
подготовленных к старту. Поэтому, если на старте автомобиль будет иметь
60 мм дорожного просвета, а в ходе гонки - меньше, то он будет вполне соответствовать
букве правил. Таков был ход рассуждений Колина Чэпмена, создавшего "Lotus-88"
- автомобиль, признанный его бесспорным шедевром. "Lotus-88" имел два шасси:
одно, включавшее в себя боковые секции, создававшие граунд-эффект, опускалось
под действием аэродинамических нагрузок и имело чрезвычайно жесткую подвеску,
что обеспечивало параллельность боковин поверхности трассы и преграждало
доступ воздуха извне, а второе - мягкую подвеску, так как не играло никакой
роли в создании прижимающей силы. Когда "Lotus-Ford-88" появился перед
первым этапом в Лонг-Бич, почти все команды подали против него протест.
Хотя техническая комиссия и признала автомобиль соответствующим требованиям,
судейская коллегия не допустила его к старту. Поул-позицию, единственную
для команды "Arrows", занял Рикардо Патрезе, показав время 1 мин 19,399
с. Итальянец лидировал до двадцать пятого круга, но затем уступил первое
место Карлосу Ройтеманну на "Williams" и немного позже сошел из-за неполадок
в топливной системе. Ройтеманн тоже недолго продержался впереди - его быстро
обогнал товарищ по команде и действующий чемпион мира Алан Джонс. На финише
между двумя "Williams" было 9,19 с, а ставший третьим Нельсон Пике на "Brabham"
отстал на 34,92. Четвертое место занял экс-чемпион мира Марио Андретти
на "Alfa-Romeo", за ним финишировали Эдди Чивер ("Tyrrell") и Патрик Тамбе
("Theodore").
В Бразилии, на втором этапе, по стопам Чэпмена (чья модель "-88" так ни
разу и не вышла на старт, а пилотам пришлось выступать на спешно сконструированной
"-87") решил пойти Гордон Марри, главный конструктор команды "Brabham",
применив гидропневматическую систему опускания автомобиля: на старте дорожный
просвет был в пределах разрешенного, но когда автомобиль двигался, система
опускала шасси до тех пор, пока боковины создающих граунд-эффект секций
почти не касались поверхности трассы. Стоило только пересечь финишную черту
или просто остановиться, как автомобиль поднимался и опять соответствовал
правилам. Пике выиграл квалификацию, но в гонке все эти ухищрения не помогли,
так как он начинал гонку под дождем на сликах, и он стал только двенадцатым
с отставанием в два круга. Лидировал Ройтеманн, вслед за которым ехал Джонс.
Из боксов Ройтеманну поступил приказ пропустить Джонса вперед, но аргентинец
игнорировал его и выиграл, опередив Джонса на 4,44 с. Это послужило поводом
для начала конфликта двух пилотов "Williams". Третье место занял Патрезе,
а четвертое - Марк Зурер на "Ensign", совершенно неожиданно ставший автором
лучшего круга в гонке. После двух этапов чемпионат возглавляли гонщики
"Williams", имевшие по 15 очков. Пике и Патрезе, занимавшие третье-четвертое
места, имели всего по 4 очка, а Андретти и Зурер - по 3. Еще более впечатляющим
выглядело преимущество команды "Williams" в Кубке Конструкторов, где у
нее было 30 очков, в то время как у "Brabham" и "Arrows" - только по 4.
Но соперники не были этим деморализованы, и Пике легко выиграл третий этап
- Гран При Аргентины. Его партнер по команде Гектор Ребак шел вторым, но
сошел из-за проблем с электрикой, и вторым стал Ройтеманн. Третье место
занял Ален Прост на "Renault", а Джонс стал четвертым.
После проведенного в прошлом сезоне Гран При Италии в 1981 году трасса
в Имоле 3 мая приняла новый Гран При Сан-Марино. Здесь Пике одержал еще
одну победу, опередив Патрезе и Ройтеманна. "Ferrari-126CK", продемонстрировавшие
свои достоинства в квалификации (Жиль Вильнев занял поул-позицию с преимуществом
над Ройтеманном в 0,706 с, а Дидье Пирони стартовал шестым), в гонке выглядели
гораздо слабее - Пирони финишировал пятым, а Вильнев - седьмым, проиграв
Пике почти круг. Примерно то же случилось и в Бельгии, где Пирони, бывший
на стартовом поле третьим, закончил гонку только восьмым и тоже почти с
кругом отставания. Фавориты - Джонс и Пике - прекратили борьбу еще в начале
гонки, в то время как Ройтеманн, уверенно победив, резко увеличил свой
отрыв от них. Жак Лаффит на новой "Ligier-Matra-JS17" стал вторым. Третье
место занял Найджел Мэнселл, а четвертым стал Вильнев. Оба последних отличились
в Монако, где заняли второе и третье места на старте; впрочем, подвеска
на "Lotus" Мэнселла сломалась уже на шестнадцатом круге. Гонку возглавил
обладатель поул-позиции Пике, но, когда сзади к нему прорвался Джонс и
начал оказывать активное давление, не выдержал и, совершив ошибку на пятьдесят
четвертом круге, прекратил гонку. Джонс оказался лидером, но перебои в
подаче топлива заставили его совершить визит в боксы. В итоге Вильневу,
до этого следовавшего за лидерами, открылась прямая дорога к победе - совершенно
неожиданной и вошедшей в историю Формулы 1. Джонс все же смог удержаться
на втором месте с отставанием почти в сорок секунд. Три недели спустя на
Гран При Испании Вильнев одержал вторую в сезоне победу, удерживая за собой
четверых гораздо более быстрых преследователей (Лаффит, Джон Уотсон, Ройтеманн
и Элио де Анжелис), причем на финише Лаффит (второй) отстал от Вильнева
всего на 0,22 с, а де Анжелис (пятый) - на 1,24. Восьмой этап чемпионата
прошел во Франции. Стоявший на поул-позиции автомобиль Рене Арну заглох,
и лидером гонки стал стартовавший из второго ряда Пике. За ним следовал
Уотсон на "McLaren-Ford-MP4/1", бывший в квалификации вторым, а третьим
шел Прост, который вскоре обогнал Уотсона. Затем оба они обошли Пике; на
момент остановки гонки из-за дождя Прост был впереди и одержал свою первую
в Формуле 1 победу. Уотсон стал вторым, проиграв Просту 2,29 с, а Пике
- третьим, с отставанием в 24,22 с.
Следующая гонка состоялась в Великобритании. На тренировке здесь дебютировал
автомобиль "Brabham-BT50" с турбодвигателем BMW, но уже после первых кругов
старт новой модели в гонке решили отложить... на год. Квалификация прошла
при абсолютном господстве команды "Renault" - Арну и Прост заняли первый
ряд, - зато гонка доказала ненадежность французских машин - оба пилота
сошли, причем по одной и той же причине - поломке распределителя зажигания.
Уотсон воспользовался этим и выиграл (для него это была вторая победа в
Формуле 1 - первую он одержал еще на Гран При Австрии 1976 года!). Ройтеманн
стал вторым и еще дальше оторвался от Пике и Джонса, которые сошли в этой
гонке: теперь у него было 43 очка, а у Пике и Джонса - 26 и 24 соответственно.
Четвертое и пятое места делили Вильнев и Лаффит с 21 очком каждый, а замыкал
шестерку Уотсон, имевший 19 очков. Ситуация в Кубке Конструкторов была
следующей: у "Williams" было 67 очков, у "Brabham" - 31, у "Ferrari" -
28, у "Ligier" - 21. 20 очков имела команда "McLaren" (одно очко ей принес
Андреа де Чезарис на Гран При Сан-Марино за рулем прошлогодней модели),
а 18 - "Renault". Такой расклад убедительно доказывал, что к прошлогодней
"большой четверке" действительно присоединились и "Ferrari", и "McLaren".
Десятый этап чемпионата в Германии выиграл Пике, а второе место досталось
Просту. Лаффит стал третьим, а в Австрии впервые в сезоне выиграл. Второе
место занял стартовавший с поул-позиции Арну, третье - Пике (оба они отстали
очень ненамного). Джонс после четырех гонок без очков смог стать четвертым,
впереди Ройтеманна и Уотсона. Действующий чемпион мира был в первых рядах
и в Зандвоорте, где он сражался с Простом, но его шины не выдержали, и
после их замены Джонсу пришлось удовлетвориться третьим местом. Прост выиграл,
а вторым стал Пике, который теперь сравнялся по очкам с сошедшим здесь
Ройтеманном: у них было по 45. Третье место занимал Лаффит с 34 очками.
Джонс был только четвертым (31). 28 очков имел Прост, а по 21 - Вильнев
и Уотсон. В Кубке Конструкторов отрыв "Williams" от преследователей, хоть
и сократился за последние четыре этапа, оставался все же довольно большим
- 76 очков против 56 у "Brabham". 39 очков было на счету "Renault", 34
- "Ligier", 28 - "Ferrari" и 22 - "McLaren".
В Италии на протяжении всей гонки лидировал Прост, так что Джонсу в лучшем
случае суждено было финишировать вторым, что он, собственно, и сделал.
Третьим шел Пике, опережавший Ройтеманна, и при таком финише он стал бы
единоличным лидером чемпионата. Но все получилось наоборот: на последнем
круге двигатель Пике отказал, Ройтеманн вышел на третье место и теперь
опережал Пике на три очка (бразилец был все же квалифицирован шестым с
кругом отставания). Гран При Канады проходил под дождем. Лидировавший Джонс
сошел уже на седьмом круге, что стоило ему надежды выиграть свой второй
чемпионат; Ройтеманн добрался до финиша только десятым (-3 круга). После
схода Джонса впереди оказался Прост, но и он сошел, и в итоге выиграл Лаффит.
Третьим после шести неудачных гонок стал Вильнев, а четвертым - Бруно Джакомелли
на "Alfa-Romeo". Пике же занял пятое место, благодаря чему его отставание
от Ройтеманна сократилось до одного очка (49 очков против 48). Третье место
занимал Лаффит с 43 очками, который тоже мог рассчитывать на титул. Прост
и Джонс, имевшие по 37 очков, на победу претендовать уже не могли, а тем
более Уотсон (27) и Вильнев (25). Гран При Канады определил победителя
Кубка Конструкторов - у "Williams" теперь было 86 очков, и эта команда
была уже недосягаема для "Brabham" (59 очков) и "Renault" (48). 43 очка
имела "Ligier", 34 - "Ferrari", 28 - "McLaren".
Судьба чемпионата решилась на Гран При в Лас-Вегасе. Поул-позицию занял
Ройтеманн, но по ходу гонки он отставал все дальше и дальше, и гонка прошла
под знаком господства Джонса, лидировавшего все 75 кругов. Два главных
претендента на победу в чемпионате сражались между собой за границей первой
шестерки: Ройтеманн шел седьмым, Пике - восьмым. На семнадцатом круге они
поменялись местами; затем Пике обогнал Уотсона, шедшего шестым, а после
схода Вильнева, занимавшего третье место, стал пятым и на этой позиции
и финишировал. Гонка настолько измотала его, что, остановившись после финиша,
он четверть часа сидел в машине, не в силах вылезти или хотя бы снять шлем.
Но чемпионом мира стал именно он, поскольку Ройтеманн так и остался восьмым
и проиграл Пике одно очко.