Э.
Фиттипальди (BR), Р. Виселль (SW), Д. Уокер (GB), Д. Чарльтон (RSA)
"Pete
Lovely Volkswagen"
"Lotus-Ford-69"
П.
Лавли (USA)
"March"
"March-Ford-711", "March-Alfa-711"
Р.
Петерсон (SW), Н. Лауда (AUT), М. Бьюттлер (GB), А.
Солер-Ройг (ESP),А. де Адамич (IT), Н. Галли (IT)
"Gene
Mason"
"March-Ford-711"
С.
Барбер (USA)
"Matra"
"Matra-MS120",
"-MS120B"
К.
Амон (NZ), Ж.-П. Бельтуаз (FR)
"McLaren"
"McLaren-Ford-M14A",
"-M19A"
Д.
Хьюм (NZ), П. Гетин (GB), Д. Оливер (GB)
"Penske-White"
"McLaren-Ford-M19A"
М.
Донохью (USA), Д. Хоббс (GB)
"Shell
Arnold"
"March-Ford-701"
Ж.-П.
Жарье (FR)
"Jo
Siffert"
"March-Ford-701"
Ф.
Мазе (FR)
"Stichting
Autoraces Nederland"
"Surtees-Ford-TS7"
Г.
ван Леннеп (NL)
"Surtees"
"Surtees-Ford-TS7",
"-TS9", "-TS9A"
Д.
Сертиз (GB), Р. Штоммелен (D), Б. Редман (GB), Д. Белл (GB), М.
Хэйлвуд (GB), С. Пози (USA), Г. ван Леннеп (NL)
"Tyrrell"
"Tyrrell-Ford-001",
"-002", "-003"
Д.
Стюарт (GB), Ф. Север (FR), П. Ревсон (USA)
"Williams"
"March-Ford-701",
"-711"
А.
Пескароло (FR), Ж. Макс (FR)
Чемпионат мира 1971 года начался в ЮАР 6 марта.
Первый яд на старте заняли представители команд "Tyrrell", "Matra" и "Fe
rari": Джекки Стюарт, Крис Амон и Джанклаудио Регаццони. Последний у еренно
выиграл старт и лидировал первые шестнадцать кругов, после чего его настиг
и обогнал Деннис Хьюм, продержавшийся впереди почти до самого финиша, однако
за четыре круга до конца гонки подвеска его "McLaren" не выдержала, Хьюм
сбавил скорость и был на финише только шестым. Победа же здесь досталась
американцу Марио Андретти, в этом году выступавшему за "Ferrari" и здесь
опередившему и Стюарта (второе место), и Регаццони (третье), и Амона (пятое).
Четвертым стал швед Райне Виселль на "Lotus".
В Испании, где состоялся
второй этап, первые два места на стартовом поле оккупировали Джекки Икс
и Регаццони на "Ferrari", а на третьем расположился Амон, показавший одинаковое
с Регаццони время. Со старта первым ушел Икс, а Стюарт, бывший в квалификации
четвертым, быстро расправился с Регаццони и Амоном, а на шестом круге -
и с Иксом. После этого он спокойно доехал до финиша первым. Икс финишировал
вторым, отстав все же ненамного (+3,4 с), а третье место (+58,1 с) досталось
Амону после схода также претендовавшего на эти четыре очка Регаццони.
Третий этап, бывший
одновременно и двухсотым за всю историю чемпионатов мира формулы 1, превратился
в убедительную демонстрацию силы "Tyrrell" и Стюарта: Джекки выиграл поул-позицию
с отрывом в 1,2 с от второго места Икса, лидировал все восемьдесят кругов,
один из которых стал самым быстрым в этой гонке, и "привез" второму месту
Ронни Петерсона на "March" 25,5 с. Икс почти с минутой отставания стал
третьим, жалуясь после гонки на попавшийся ему плохой комплект шин. Взять
реванш он смог только через месяц на голландской трассе Зандвоорт, где
в ожесточенной борьбе с пилотом BRM Педро Родригесом одержал победу. Эта
пара шла в таком высоком темпе, что ставший третьим Регаццони проиграл
им круг, а Петерсон (четвертый) - уже два. Триумфатор Монако и лидер чемпионата
Стюарт испытывал проблемы и стал только одиннадцатым. В этой гонке команда
"Lotus" предприняла первую попытку "вывода в свет" своей модели "-56B",
оснащенной газовой турбиной "Pratt&Whitney". Автомобиль этот имел в
основе модель "-56", не без успеха участвовавшую ранее в 500-мильных гонках
в Индианаполисе. Однако то, что было хорошо для скоростного овала, явно
не годилось для извилистых европейских трасс: Дэйв Уокер на "-56B" был
на старте двадцать вторым, а уже на шестом круге сошел с трассы.
После четырех этапов
чемпионата довольно далеко оторвались от остальных Стюарт и Икс, имевшие
24 и 19 очков соответственно. Места с третьего по пятое делили между собой
Андретти, Петерсон и Родригес с 9 очками каждый, а шестым был Регаццони,
имевший 8 очков. Команда "Ferrari" была первой в Кубке Конструкторов -
28 очков. У "Tyrrell" было, как и у Стюарта, 24; "March" и BRM имели по
9, а "Matra" и "McLaren" - по 6.
Пятая гонка сезона
- Гран При Франции - впервые состоялась на новой трассе Поль Рикар в Ле
Кастелле. Команда "Tyrrell" после кратковременного господства Икса вновь
оказалась на вершине: как и в Монако, Стюарт сначала не оставил пилотам
"Ferrari" шансов в квалификации, выиграв у Регаццони 0,82 с, а затем -
и в гонке. Его напарник Франсуа Север пробился на второе место с седьмого
стартового, опередив Эмерсона Фиттипальди на "Lotus", Йозефа Зифферта на
BRM, Амона и Виселля. Обе "Ferrari" в Ле Кастелле до финиша не добрались.
Даже в Сильверстоуне, где Регаццони стоял на поул-позиции, было ясно, что
победа снова будет за "Tyrrell": Стюарт показал точно такое же время, как
и Регаццони - 1 мин 18,1 с, - и, дав швейцарскому пилоту покрасоваться
впереди всех первые три круга, на четвертом вышел вперед и выиграл в четвертый
раз в сезоне. Регаццони, так же, как и Икс, не смог даже финишировать,
и вторым стал Петерсон. Третье место снова занял Фиттипальди, а француз
Анри Пескароло на "March" Фрэнка Уильямса стал четвертым с кругом отставания.
Шестерку замкнули два пилота "Surtees": Рольф Штоммелен и сам основатель
команды Джон Сертиз. Команда "Lotus" во второй раз выставила на гонку газотурбинный
автомобиль, на этот раз с Виселлем за рулем. Швед на старте был девятнадцатым,
показав время на 2,56 с хуже, чем у Регаццони и Стюарта, а в гонке отстал
от победителя на одиннадцать кругов и не был даже квалифицирован в итоговом
протоколе. После бойкота гонщиками Гран При Германии на Нюрбургринге, случившегося
в 1970 году, в 1971 знаменитая трасса встретила формулу 1 уже в обновленном
виде, оборудованная отбойниками и полосами безопасности. И снова не было
равных Стюарту: показать score parfait ему помешал только партнер по "Tyrrell"
Север, проехавший лучший круг. Впрочем, неизвестно, как сложилась бы эта
гонка, если бы не авария Икса на втором круге: в квалификации он проиграл
Стюарту лишь 0,2 с, что для почти 23-километровой трассы чрезвычайно мало.
В отсутствие же Икса Регаццони и Андретти на "Ferrari" не смогли противостоять
паре пилотов "Tyrrell" и заняли третье и четвертое места.
По итогам семи этапов
Стюарт лидировал в чемпионате, имея фантастический отрыв от своих преследователей:
у него было 51 очко, в то время как у Икса - лишь 19. Бельгиец не получал
очков вот уже три гонки и если в начале сезона шел почти наравне со Стюартом,
то теперь катастрофически отстал. В то же время второе место пока оставалось
за ним: Петерсон отставал на два очка. По 12 очков было у Андретти, Севера
и Регаццони, а 10 - у Фиттипальди. Шансы опередить в чемпионате Стюарта
имели только Икс и Петерсон, но и то чисто теоретические: для победы в
чемпионате им нужно было выиграть все четыре остававшихся этапа, в то время
как Стюарт должен за эти четыре гонки взять не более трех очков (для Икса)
или одного (для Петерсона). В Кубке Конструкторов так же, как и в личном
зачете, господствовала команда "Tyrrell" - на ее счету было 51 очко. Однако
здесь отрыв был не настолько велик, чтобы она была практически недосягаема:
у "Ferrari" на втором месте было 32 очка. Суммы очков остальных были куда
более скромными: 17 у "March", 13 у "Lotus", 12 у BRM и так далее (все
остальные команды не взяли и десяти очков).
Гран При Австрии в
1971 году впервые проявил свою особенность - приносить места на подиуме
тем, от кого это было трудно ожидать. Самым большим сюрпризом стала победа
Зифферта, причем Йозеф выиграл в лучшем стиле Стюарта: поул-позиция, 54
круга лидерства и лучшее время круга в гонке. Фиттипальди, в этом сезоне
особо не выделявшийся, стал вторым. Лучшую гонку в сезоне провела команда
"Brabham": Тим Шенкен и Грэхем Хилл стартовали седьмым и восьмым, а финишировали
третьим и пятым (между ними вклинился Виселль). Стюарт же, хоть и не добрался
до финиша, мог принимать поздравления с победой в чемпионате: настолько
велик был его отрыв от всех остальных. На Остеррайхринге на старт впервые
вышел будущий трехкратный чемпион мира Ники Лауда. Ничего особенного он,
однако, не показал: 21 место на старте (6,24 с отставания от Зифферта)
и сход на двадцатом круге. Первая попытка обратить на себя внимание для
Лауды прошла неудачно.
Команда BRM вновь
одержала победу и на следующем, девятом, этапе в Италии 5 сентября, который
во многих отношениях был уникальной гонкой в истории формулы 1. Все уже
привыкли к тому, что в Монце за победу всегда сражается очень плотная группа
из нескольких лидеров, постоянно обгоняя друг друга, но на этот раз в ее
составе было целых девять пилотов: Регаццони, Икс ("Ferrari"), Стюарт,
Север ("Tyrrell"), Петерсон ("March"), Зифферт, Хоуден Гэнли, Питер Гетин
(BRM) и Амон ("Matra"). Уже в начале гонки эта группа лишилась обоих гонщиков
"Ferrari" и Стюарта, но борьба продолжалась, и ближе к концу гонки лидерство
захватил Амон. Казалось, новозеландский гонщик преодолел свое уже ставшее
легендарным невезение, но за девять кругов до финиша оно лишило его победы
и на этот раз. Причина была совершенно дикой - пытаясь отклеить с забрала
шлема одну из прозрачных полосок, Амон каким-то образом умудрился оторвать
все забрало целиком! Это и вынудило его резко сбавить скорость (по другим
источникам, причиной стала утечка топлива). Лидерство перехватил Гетин,
преследуемый буквально по пятам Петерсоном, Севером, Хэйлвудом и Гэнли.
Эта пятерка финишировала в интервале всего в 0,61 с, а Гетин победил, опередив
Петерсона всего на 0,01 с, что до сих пор остается рекордом. Это же была
и самая скоростная гонка формулы 1 - средняя скорость победителя составила
242,616 км/ч. Что же касается несчастного Амона, то он доехал до финиша
лишь на шестом месте, проиграв Гетину 32,36 с. На этом этапе команда "Tyrrell"
досрочно выиграла Кубок Конструкторов - единственный в своей истории.
Дождливая гонка в
Канаде принесла Стюарту шестую победу в сезоне после некоторой конкуренции
со стороны Петерсона в середине дистанции. Ронни в итоге стал вторым, а
третье место занял американец Марк Донохью на "McLaren" команды Роджера
Пенске.
Хьюм, не получавший очков еще с Гран При Монако, стал четвертым. В США,
на последнем этапе чемпионата, Стюарта преследовали механические проблемы,
и он стал лишь пятым. Впрочем, команда "Tyrrell" все равно праздновала
победу, которую одержал Север (эта победа так и осталась единственной в
его карьере). Второе место Зифферта помогло ему догнать Икса по очкам,
но Йозеф все равно остался пятым: Икс имел на своем счету победу, второе
и третье места, а Зифферт вместо третьего - четвертое и шестое. Швейцарский
гонщик вскоре после окончания сезона погиб во время внезачетной гонки в
Брандс Хэтч. Гибель его, а также Родригеса в гонке спортивных автомобилей
в июне разрушила все надежды на новое возрождение команды BRM - в дальнейшем
она опускалась в таблицах чемпионатов все ниже и ниже.