|
XV чемпионат мира состоял
из десяти этапов - в Монако, Голландии, Бельгии, Франции, Англии, ФРГ,
Австрии, Италии, США и Мексики. В зачет шли шесть лучших результатов, показанных
участниками. Мировое первенство продолжалось 169 дней, с 10 мая по 25 октября.
В нем приняли участие 37 гонщиков (еще пять не прошли квалификационных
заездов или не вышли на старт) на автомобилях 10 марок - ATS, Brabham,
BRM, BRP, Cooper, Ferrari, Honda, Lotus, Porsche и Scirocco.
Чемпионат
мира 1964 года открылся Большим Призом Монако. На снимке - Грэм Хилл (BRM
P261), Дэн Гарни (Brabham BT7) и Джон Сёртиз (Ferrari 158).
К началу сезона самой сильной машиной являлась
модель "158", состоящая "на вооружении" Scuderia Ferrari - мощность ее
V-образной "восьмерки" достигала 210 л.с. Одновременно была модернизирована
и старенькая "156"-я - ее мощность возросла до 200 л.с. Английские фирмы
по этому показателю несколько уступали итальянцам - двигатель BRM развивал
208 л.с., а Coventry-Climax - 204 л.с. Гонщики сэра Оуэна - Грэм Хилл и
Ричи Гинтер - стартовали на автомобилях серии "Р261", являвшихся модификацией
прошлогодней неудачной модели "Р61". В новой машине его создатели отказались
от "компромиссной" полунесущей конструкции кузова и перешли на Monocoque.
Грэм Хилл за рулем BRM P261 второй раз подряд стал победителем двух Больших
призов - Монако и США.
Его друг и соперник, "Летучий шотландец" Джим
Кларк, в первой половине сезона стартовал на проверенном и лишь незначительно
модернизированном по сравнению с прошлым годом Lotus 25. В Монако, первых
гонках первенства, Джим занял первую позицию на старте, а затем со старта
на протяжении 36 кругов уверенно лидировал. Но затем его начали преследовать
технические неполадки. Несмотря на поломку стабилизатора задней подвески
и "кашляющий" двигатель, Кларк сумел финишировать четвертым, что при сложившихся
обстоятельствах надо считать выдающимся результатом. Затем следуют победы
"Летучего шотландца" в Голландии, Бельгии и в Англии. Кажется, что повторяется
сценарий прошлогоднего чемпионата. Но в ФРГ Чэпмен начинает пробовать новую
модель "33", имевшую укороченную на 11 мм колесную базу, расширенную на
102 мм колею передних колес, измененный обтекатель. Пока новая машина борется
с "детскими болезнями", Кларк никак не может рассчитывать на успех. А тем
временем Сёртиз на Ferrari 158 выигрывает Большие Призы ФРГ и Италии, его
товарищ по команде Лоренцо Бандини финиширует первым в Австрии, впервые
ставшей местом проведения этапа мирового чемпионата, а гонщик команды "Черного
Джека" Дэн Гарни во Франции приносит марке Brabham первую победу.
Во
Франции автомобили Brabham записали на свой счет первую победу. Первым
на финише был Дэн Гарни, а "Черный Джек" (на снимке) финишировал третьим.
В середине сезона на гоночных трассах появляются
две новинки - первый гоночный автомобиль "Формулы I" из Страны восходящего
солнца Honda RA271, снабженный 12-цилиндровым 220-сильным двигателем, установленным
за кокпитом поперчно, и Ferrari 1512 (в соответствии с принятой в фирме
индексации из трех цифр - 512), также имевший 12-цилиндровый мотор мощностью
более 210 л.с. Первая машина дебютировала на Нюрбургринге, и управлял ею
никому неизвестный американец Рони Бакнэм. Злые языки утверждали, что это
место Рони занял только благодаря отцу, который был крупнейшим в США дилером
японской компании Honda, и это, наверное, соответствовало истине. Во всяком
случае, на Нюрбургринге Бакнэм стартовал с последней, 22-й позиции, отстав
от занявшего Pole position Джима Кларка на целых 56(!) секунд, а в ходе
гонок на 11-м кругу попал в аварию и не дошел до финиша. Японский болид
был мощным, но весьма тяжелым - 525 кг по сравнению с 450-460-ю килограммами
у остальных соперников. Ferrari 512 также страдал многочисленными "болезнями"
и его пытался укротить Лоренцо Бандини - как показало время, безрезультатно.
Первый пилот Scuderia Джон Сёртиз предпочел стартовать во всех соревнованиях
мирового первенства на проверенной и испытанной "158"-й.
В двух последних гонках сезона-64 - Больших
Призах США и Мексики - машины Ferrari стартовали в сине-белом "окрасе".
Таким образом Энцо Феррари выразил протест Автомобильному клубу Италии,
который, по его мнению, не поддержал попытку омологировать в FIA модель
"250LM" в качестве спортивной машины.
Перед заключительными гонками - Большим Призом
Мексики - на получение почетного титула претендовали три гонщика - Грэм
Хилл, набравший 39 зачетных очков, Джон Сёртиз, имевший "в копилке" 34
очка, и Джим Кларк, на счету которого было 30 очков.
В
Большом Призе ФРГ, проходившем 2.08.64 г., состоялся дебют японского автомобиля
Honda RA271.
Все соревнования чемпионата мира 1964 года
длились в общей сложности 22 часа, но исход первенства решился в течение
трех последних минут. Последние соревнования сезона проходил весьма драматично.
Для начала Лоренцо Бандини случайно и не так профессионально, как это делается
в наши дни, "пинает" лидирующего Грэма Хилла. Для англичанина это заканчивается
заездом в боксы и долгим ремонтом. (Как вы думаете бегал ли он после состязаний
по боксам, чтобы побить обидчика?) На 64-м кругу задымил мотор Lotus "Летучего
шотландца", и для него борьба за чемпионский титул закончилась. Перед последним
кругом лидирует Дэн Гарни на Brabham BT7-Climax, за ним следуют Бандини
(Ferrari 512) и Джон Сёртиз (Ferrari 158). Чтобы стать первым в общем зачете,
Сёртизу необходимо финишировать как минимум вторым, и Лоренцо, притормозив,
пропускает англичанина перед собой. По сумме зачетных очков Сёртиз опережает
Грэма Хилла на 1 очко и становится чемпионом мира - первым (и единственным)
чемпионом мира на двух и четырех колесах. (До того, как пересесть за руль
гоночного автомобиля, Джон в 1956 и в 1958-1960 гг. семь раз становился
лучшим мотоциклистом мира в классах до 350 и до 500 куб.см).
Хотя Scuderia Ferrari стала обладателем Кубка
конструкторов, а ее водители заняли 1-е и 4-е места в личном зачете, оба
успеха команды из Маранелло были, мягко говоря, случайны - в ней уже тогда
начался застой, продолжавшийся вплоть до середины 70-х годов.
Теперь несколько цифр о кругах лидирования
каждой из команд на всех этапах XV чемпионата мира:
-
Lotus-Climax 322 круга 1452,8 км
-
Brabham-Climax 136 кругов 909,1 км
-
BRM 116 кругов 423,4 км
-
Ferrari 148 кругов 888,7 км
-
Всего: 722 круга 3674,0 км
Прежде чем познакомить вас со списком призеров
XV чемпионата мира и VII Кубка конструкторв, расскажем еще об одном первенстве,
проведенном впервые в начале 1964 года - Кубке Тасмании.
Розыгрыш этого Кубка, проходивший на автодромах
Австралии и Новой Зелндии, стал генеральной репетицией для гонщиков, участвующих
в мировом первенстве. Технический регламент Tasman Cup допускал к состязаниям
автомобили так называемой Межконтинентальной формулы, которая, практически,
не отличалась от "Формулы I" 1954-1960 гг. Появление Formula Intercontinental
объяснялось наличием большого числа 2,5-литровых двигателей (главным образом
- Coventry-Climax FPF), для которых не было применения в автоспорте. При
стартах в тасманских гонках эти моторы, как правило, монтировались на шасси
"карманных автомобилей" "Формулы I".
В
двух последних этапах чемпионата 1964 года автомобили Ferrari стартовали
в бело-синем "окрасе". На снимке - Джон Сёртиз на трассе Большого Приза
Мексики.
Первый Кубок Тасмании проходил в разгар австралийского
лета, с 4 января по 29 февраля, и пилоты "Формулы I", приехавшие сюда несмотря
на ожесточенную борьбу на трассах, отлично проводили свободное время, занимаясь
рыбалкой, серфингом, водными лыжами и охотой. Жизнь в одних гостиницах,
совместные обеды и ужины (последние, как правило, превращались в дружеские
пирушки), переезды общим "караваном" из одного города в другой - все это
создавало неповторимую обстановку, в которой не было места для взаимных
обид и упреков членами команд. Очень быстро тасманская серия приобрела
такой авторитет, что в ней стали принимать участие все ведущие команды
"Формулы I".
Розыгрыш первого Кубка Тасмании проходил в
восемь этапов, проводившихся на трассах в Пукехое, Левине, Уигрэме, Теретонге,
Лэйксайде, Уорвик-Фарме, Сэндаун-Парке и Лонгфорде. При этом гонки в Пукехое
носили название Большого Приза Новой Зеландии, а в Сэндаун-Парке - Большого
Приза Австралии (напомним, что австралийский этап вошел в календарь чемпионата
мира 1985 года).
По три победы в серии одержали Брюс Макларен
на модернизированном самим гонщиком Cooper T70 и Джек Брэбхем на Brabham
BT7. Оба автомобиля были снабжены двигателями Coventry-Climax FPF. По сумме
очков обладателем Tasman Cup стал Макларен, набравший 39 очков, у "Черного
Джека" их было на 6 меньше, и он довольствовался вторым местом. Третье
разделили мало кому известный новозеландец Дэнис Хальм (Brabham BT7-Climax),
стартующий в соревнованиях машин класса Junior, и американец Тим Мейер
(Cooper T70-Climax), ангажированный в наступающем сезоне командой Джона
Купера, но трагически погибший на последнем этапе в Лонгфорде. Это происшествие
несколько омрачило ход розыгрыша, но в те годы смерть на гоночных трассах
была постоянным спутником участников состязаний.
Чемпион
мира на двух и четырех колесах Джон Сёртиз.
И в завершение рассказа о гоночном сезоне 1964
года два слова о 500-мильных соревнованиях в Индианаполисе. В мае фирма
Lotus при поддержке Ford предприняла вторую попытку выиграть "самые американские
гонки".
На первом же круге произошло столкновение семи
машин, и две из них, имевшие в бензобаках почти по 250 литров бензина,
вспыхнули гигантским факелом. Эта катастрофа стоила жизни двум звездам
"Инди" - Дэйву Макдональду и Эдди Саксу. После повторного старта и до 46-го
круга соревнования возглавлял Джим Кларк, но лопнувшая покрышка вывела
его из борьбы. Интересно, что в этих состязаниях уже 12 автомобилей из
33 стартующих имели "европейскую" (то есть среднемоторную) компоновку.
Дни жизни родстеров с передним расположением мотора, вертикальной посадкой
пилота и рулем размером с автобусную "баранку" были сочтены.
Результаты XV чемпионата мира
(1964 год)
1 |
Джон Сёртиз (Англия) |
Ferrari 158 |
40 очков |
2 |
Грэм Хилл (Англия) |
BRM P261 |
41 очко (из них 39 - зачетных) |
3 |
Джим Кларк (Шотландия) |
Lotus 25B/33-Climax |
32 очка |
4-5 |
Лоренцо Бандини (Италия) |
Ferrari 156/512 |
23 очка |
4-5 |
Пол Ричард Гинтер (США) |
BRM P261 |
23 очка |
6 |
Дэниэл Гарни (США) |
Brabham BT7-Climax |
19 очков |
7 |
Брюс Макларен (Новая Зеландия) |
Cooper T70-Climax |
13 очков |
8-9 |
Питер Арунделл (Англия) |
Lotus 25B-Climax |
11 очков |
8-9 |
Джек Брэбхем (Австралия) |
Brabham BT7/BT11-Climax |
11 очков |
10 |
Жозеф Зифферт (Швейцария) |
Brabham BT7/BT11-Climax |
7 очков |
Результаты розыгрыша VII Кубка конструкторов
(1964 год)
1. |
Ferrari |
49 очков (из них зачетных - 45) |
2. |
BRM |
51 очко (из них зачетных - 42 очка) |
3. |
Lotus-Climax |
40 очков (из них зачетных - 37) |
4. |
Brabham-Climax |
30 очков |
5. |
Cooper-Climax |
16 очков |
6. |
Brabham-BRM |
7 очков |
7. |
BRP-BRM |
5 очков |
8. |
Lotus-BRM |
3 очка |
|