HISTORY-F1




Меню сайта


Наш опрос

Оцените мой сайт

Всего ответов: 0


 
Чемпионат 1964 года
  XV чемпионат мира состоял из десяти этапов - в Монако, Голландии, Бельгии, Франции, Англии, ФРГ, Австрии, Италии, США и Мексики. В зачет шли шесть лучших результатов, показанных участниками. Мировое первенство продолжалось 169 дней, с 10 мая по 25 октября. В нем приняли участие 37 гонщиков (еще пять не прошли квалификационных заездов или не вышли на старт) на автомобилях 10 марок - ATS, Brabham, BRM, BRP, Cooper, Ferrari, Honda, Lotus, Porsche и Scirocco.

Чемпионат мира 1964 года открылся Большим Призом Монако. На снимке - Грэм Хилл (BRM P261), Дэн Гарни (Brabham BT7) и Джон Сёртиз (Ferrari 158).

К началу сезона самой сильной машиной являлась модель "158", состоящая "на вооружении" Scuderia Ferrari - мощность ее V-образной "восьмерки" достигала 210 л.с. Одновременно была модернизирована и старенькая "156"-я - ее мощность возросла до 200 л.с. Английские фирмы по этому показателю несколько уступали итальянцам - двигатель BRM развивал 208 л.с., а Coventry-Climax - 204 л.с. Гонщики сэра Оуэна - Грэм Хилл и Ричи Гинтер - стартовали на автомобилях серии "Р261", являвшихся модификацией прошлогодней неудачной модели "Р61". В новой машине его создатели отказались от "компромиссной" полунесущей конструкции кузова и перешли на Monocoque. Грэм Хилл за рулем BRM P261 второй раз подряд стал победителем двух Больших призов - Монако и США.

Его друг и соперник, "Летучий шотландец" Джим Кларк, в первой половине сезона стартовал на проверенном и лишь незначительно модернизированном по сравнению с прошлым годом Lotus 25. В Монако, первых гонках первенства, Джим занял первую позицию на старте, а затем со старта на протяжении 36 кругов уверенно лидировал. Но затем его начали преследовать технические неполадки. Несмотря на поломку стабилизатора задней подвески и "кашляющий" двигатель, Кларк сумел финишировать четвертым, что при сложившихся обстоятельствах надо считать выдающимся результатом. Затем следуют победы "Летучего шотландца" в Голландии, Бельгии и в Англии. Кажется, что повторяется сценарий прошлогоднего чемпионата. Но в ФРГ Чэпмен начинает пробовать новую модель "33", имевшую укороченную на 11 мм колесную базу, расширенную на 102 мм колею передних колес, измененный обтекатель. Пока новая машина борется с "детскими болезнями", Кларк никак не может рассчитывать на успех. А тем временем Сёртиз на Ferrari 158 выигрывает Большие Призы ФРГ и Италии, его товарищ по команде Лоренцо Бандини финиширует первым в Австрии, впервые ставшей местом проведения этапа мирового чемпионата, а гонщик команды "Черного Джека" Дэн Гарни во Франции приносит марке Brabham первую победу.

Во Франции автомобили Brabham записали на свой счет первую победу. Первым на финише был Дэн Гарни, а "Черный Джек" (на снимке) финишировал третьим.

В середине сезона на гоночных трассах появляются две новинки - первый гоночный автомобиль "Формулы I" из Страны восходящего солнца Honda RA271, снабженный 12-цилиндровым 220-сильным двигателем, установленным за кокпитом поперчно, и Ferrari 1512 (в соответствии с принятой в фирме индексации из трех цифр - 512), также имевший 12-цилиндровый мотор мощностью более 210 л.с. Первая машина дебютировала на Нюрбургринге, и управлял ею никому неизвестный американец Рони Бакнэм. Злые языки утверждали, что это место Рони занял только благодаря отцу, который был крупнейшим в США дилером японской компании Honda, и это, наверное, соответствовало истине. Во всяком случае, на Нюрбургринге Бакнэм стартовал с последней, 22-й позиции, отстав от занявшего Pole position Джима Кларка на целых 56(!) секунд, а в ходе гонок на 11-м кругу попал в аварию и не дошел до финиша. Японский болид был мощным, но весьма тяжелым - 525 кг по сравнению с 450-460-ю килограммами у остальных соперников. Ferrari 512 также страдал многочисленными "болезнями" и его пытался укротить Лоренцо Бандини - как показало время, безрезультатно. Первый пилот Scuderia Джон Сёртиз предпочел стартовать во всех соревнованиях мирового первенства на проверенной и испытанной "158"-й.

В двух последних гонках сезона-64 - Больших Призах США и Мексики - машины Ferrari стартовали в сине-белом "окрасе". Таким образом Энцо Феррари выразил протест Автомобильному клубу Италии, который, по его мнению, не поддержал попытку омологировать в FIA модель "250LM" в качестве спортивной машины.

Перед заключительными гонками - Большим Призом Мексики - на получение почетного титула претендовали три гонщика - Грэм Хилл, набравший 39 зачетных очков, Джон Сёртиз, имевший "в копилке" 34 очка, и Джим Кларк, на счету которого было 30 очков.

В Большом Призе ФРГ, проходившем 2.08.64 г., состоялся дебют японского автомобиля Honda RA271.

Все соревнования чемпионата мира 1964 года длились в общей сложности 22 часа, но исход первенства решился в течение трех последних минут. Последние соревнования сезона проходил весьма драматично. Для начала Лоренцо Бандини случайно и не так профессионально, как это делается в наши дни, "пинает" лидирующего Грэма Хилла. Для англичанина это заканчивается заездом в боксы и долгим ремонтом. (Как вы думаете бегал ли он после состязаний по боксам, чтобы побить обидчика?) На 64-м кругу задымил мотор Lotus "Летучего шотландца", и для него борьба за чемпионский титул закончилась. Перед последним кругом лидирует Дэн Гарни на Brabham BT7-Climax, за ним следуют Бандини (Ferrari 512) и Джон Сёртиз (Ferrari 158). Чтобы стать первым в общем зачете, Сёртизу необходимо финишировать как минимум вторым, и Лоренцо, притормозив, пропускает англичанина перед собой. По сумме зачетных очков Сёртиз опережает Грэма Хилла на 1 очко и становится чемпионом мира - первым (и единственным) чемпионом мира на двух и четырех колесах. (До того, как пересесть за руль гоночного автомобиля, Джон в 1956 и в 1958-1960 гг. семь раз становился лучшим мотоциклистом мира в классах до 350 и до 500 куб.см).

Хотя Scuderia Ferrari стала обладателем Кубка конструкторов, а ее водители заняли 1-е и 4-е места в личном зачете, оба успеха команды из Маранелло были, мягко говоря, случайны - в ней уже тогда начался застой, продолжавшийся вплоть до середины 70-х годов.

Теперь несколько цифр о кругах лидирования каждой из команд на всех этапах XV чемпионата мира:

  • Lotus-Climax 322 круга 1452,8 км 
  • Brabham-Climax 136 кругов 909,1 км 
  • BRM 116 кругов 423,4 км 
  • Ferrari 148 кругов 888,7 км 
  • Всего: 722 круга 3674,0 км 
Прежде чем познакомить вас со списком призеров XV чемпионата мира и VII Кубка конструкторв, расскажем еще об одном первенстве, проведенном впервые в начале 1964 года - Кубке Тасмании.

Розыгрыш этого Кубка, проходивший на автодромах Австралии и Новой Зелндии, стал генеральной репетицией для гонщиков, участвующих в мировом первенстве. Технический регламент Tasman Cup допускал к состязаниям автомобили так называемой Межконтинентальной формулы, которая, практически, не отличалась от "Формулы I" 1954-1960 гг. Появление Formula Intercontinental объяснялось наличием большого числа 2,5-литровых двигателей (главным образом - Coventry-Climax FPF), для которых не было применения в автоспорте. При стартах в тасманских гонках эти моторы, как правило, монтировались на шасси "карманных автомобилей" "Формулы I".

В двух последних этапах чемпионата 1964 года автомобили Ferrari стартовали в бело-синем "окрасе". На снимке - Джон Сёртиз на трассе Большого Приза Мексики.

Первый Кубок Тасмании проходил в разгар австралийского лета, с 4 января по 29 февраля, и пилоты "Формулы I", приехавшие сюда несмотря на ожесточенную борьбу на трассах, отлично проводили свободное время, занимаясь рыбалкой, серфингом, водными лыжами и охотой. Жизнь в одних гостиницах, совместные обеды и ужины (последние, как правило, превращались в дружеские пирушки), переезды общим "караваном" из одного города в другой - все это создавало неповторимую обстановку, в которой не было места для взаимных обид и упреков членами команд. Очень быстро тасманская серия приобрела такой авторитет, что в ней стали принимать участие все ведущие команды "Формулы I".

Розыгрыш первого Кубка Тасмании проходил в восемь этапов, проводившихся на трассах в Пукехое, Левине, Уигрэме, Теретонге, Лэйксайде, Уорвик-Фарме, Сэндаун-Парке и Лонгфорде. При этом гонки в Пукехое носили название Большого Приза Новой Зеландии, а в Сэндаун-Парке - Большого Приза Австралии (напомним, что австралийский этап вошел в календарь чемпионата мира 1985 года).

По три победы в серии одержали Брюс Макларен на модернизированном самим гонщиком Cooper T70 и Джек Брэбхем на Brabham BT7. Оба автомобиля были снабжены двигателями Coventry-Climax FPF. По сумме очков обладателем Tasman Cup стал Макларен, набравший 39 очков, у "Черного Джека" их было на 6 меньше, и он довольствовался вторым местом. Третье разделили мало кому известный новозеландец Дэнис Хальм (Brabham BT7-Climax), стартующий в соревнованиях машин класса Junior, и американец Тим Мейер (Cooper T70-Climax), ангажированный в наступающем сезоне командой Джона Купера, но трагически погибший на последнем этапе в Лонгфорде. Это происшествие несколько омрачило ход розыгрыша, но в те годы смерть на гоночных трассах была постоянным спутником участников состязаний.

Чемпион мира на двух и четырех колесах Джон Сёртиз.

И в завершение рассказа о гоночном сезоне 1964 года два слова о 500-мильных соревнованиях в Индианаполисе. В мае фирма Lotus при поддержке Ford предприняла вторую попытку выиграть "самые американские гонки".

На первом же круге произошло столкновение семи машин, и две из них, имевшие в бензобаках почти по 250 литров бензина, вспыхнули гигантским факелом. Эта катастрофа стоила жизни двум звездам "Инди" - Дэйву Макдональду и Эдди Саксу. После повторного старта и до 46-го круга соревнования возглавлял Джим Кларк, но лопнувшая покрышка вывела его из борьбы. Интересно, что в этих состязаниях уже 12 автомобилей из 33 стартующих имели "европейскую" (то есть среднемоторную) компоновку. Дни жизни родстеров с передним расположением мотора, вертикальной посадкой пилота и рулем размером с автобусную "баранку" были сочтены.

Результаты XV чемпионата мира (1964 год)



1 Джон Сёртиз (Англия) Ferrari 158 40 очков
2 Грэм Хилл (Англия) BRM P261 41 очко (из них 39 - зачетных)
3 Джим Кларк (Шотландия) Lotus 25B/33-Climax 32 очка
4-5 Лоренцо Бандини (Италия) Ferrari 156/512 23 очка
4-5 Пол Ричард Гинтер (США) BRM P261 23 очка
6 Дэниэл Гарни (США) Brabham BT7-Climax 19 очков
7 Брюс Макларен (Новая Зеландия) Cooper T70-Climax 13 очков
8-9 Питер Арунделл (Англия) Lotus 25B-Climax 11 очков
8-9 Джек Брэбхем (Австралия) Brabham BT7/BT11-Climax 11 очков
10 Жозеф Зифферт (Швейцария) Brabham BT7/BT11-Climax 7 очков

Результаты розыгрыша VII Кубка конструкторов (1964 год)



1. Ferrari 49 очков (из них зачетных - 45)
2. BRM 51 очко (из них зачетных - 42 очка)
3. Lotus-Climax 40 очков (из них зачетных - 37)
4. Brabham-Climax 30 очков
5. Cooper-Climax 16 очков
6. Brabham-BRM 7 очков
7. BRP-BRM 5 очков
8. Lotus-BRM 3 очка

 

Сайт управляется Создание сайтовUcoZ системой


Календарь новостей

«Февраль 2007  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28


Поиск по новостям



Друзья сайта


Статистика