|
В октябре
1958 года FIA утвердила новый регламент проведения чемпионатов мира, вступивший
в действие первого января 1961 года. В соответствии с новыми техническими
требованиями рабочий объем автомобилей "Формулы I" должен был находиться
в пределах от 1300 до 1500 куб.см, а применение нагнетателей запрещалось.
Старт
Большого Приза Голландии 1961 года. Первыми на дистанцию уходят Фил Хилл
(N1) и фон Трипс (N3).
Эти нововведения, практически
не отличавшиеся от правил действовавшей с 1957 по 1960 гг. "Формулы 2",
поставили в весьма благоприятное положение фирмы Ferrari и Porsche. Первая,
не имея возможности конкурировать на трассах мировых первенств с английскими
классическими Vanwall, а также заднемоторными Cooper и Lotus (cезон 1958
года, хоть и окончился победой в чемпионате гонщика Scuderia Ferrari Майкла
Хоуторна, убедительно показал Commendatore, что его машины едут "на последнем
дыхании"), решила готовиться к новой "Формуле I" и ориентировала своею
деятельность на "младший" класс. В программе западногерманской фирмы была
1,5-литровая версия двигателя от модели "356", подходившая для установки
на автомобиль F2, а после обкатки - и на болид "королевского" класса. Английские
же команды не могли позволить себе вести борьбу одновременно в двух "весовых
категориях". Посему британские участники соревнований чемпионата мира (включая
и основного поставщика двигателей для их машин - Coventry-Climax) оказались
неподготовленными к введению нового технического регламента. Они пытались
обжаловать решение FIA, угрожая даже бойкотом мировых первенств, но Международная
федерация (не без нажима со стороны итальянцев) осталась непоколебимой
в своем решении. Интересно, что оказавшиеся "без работы" 2,5-литровые моторы
"Формулы I" 1954-1960 гг. нашли себе применение в гонках автомобилей так
называемой Межконтинентальной формулы (в частности, на них проходил розыгрыш
Кубка Тасмании - серии состязаний на территории Австралии и Новой Зеландии).
Также их использовали некоторые гоночные команды в 1966 году, когда началось
действие новой 3-литровой "Формулы I".
Как бы то ни было, но к началу
сезона 1961 года мощность машин из Маранелло (модели "156", что означало
"1,5 литра; 6 цилиндров"), прозванных за характерные очертания "носа" "акулами",
достигала 185 л.с. Четырехцилиндровый двигатель Porsche (с воздушным охлаждением
!) развивал 165 л.с. Британские же BRM и Coventry-Climax имели всего 145-155
л.с.
Помимо изменения в техническом
регламенте перед началом мирового первенства 1961 года изменились и некоторые
организационные правила. Теперь за победу на этапе начислялось 9 очков
и 1 очко давалось за шестое место. Прохождение лучшего круга в ходе состязаний
не премировалось. Из календаря чемпионата мира исчезли 500-мильные гонки
в Индианаполисе - их теперь сменил Большой Приз США, вошедший в зачет мирового
первенства за два года до этого.
XII чемпионат мира проводился
в восемь этапов - в Монако, Голландии, Бельгии, Франции, Англии, ФРГ, Италии
и США. Зачет шел по пяти лучшим результатам, показанным гонщиком. В первенстве
приняли участие 53 спортсмена на машинах девяти марок - BRM, Cooper, De
Tomaso, Emeryson, Ferrari, Ferguson, Gilby, JBM, Lotus и Porsche. Семнадцать
водителей приезжали "в очках".
Наиболее интересным автомобилем
сезона, бесспорно, являлся Ferguson модели Р99, имевший "классическую"
компоновку (это была последняя машина в состязаниях Grand Prix, с двигателем
спереди) и привод на все (!) колеса. Автомобиль вышел на старт только одних
состязаний года - Большого Приза Англии (водитель - англичанин Джек Фэйермен).
На 56-м круге Фэйермена заменил Стирлинг Мосс, оставшийся "безлошадным"
после поломки своего Lotus. При этом Мосс знал, что никаких шансов на получение
очков у него нет, ибо еще с 1958 года замена гонщиков в ходе соревнований
не допускалась, но желание испытать необычную машину было слишком велико.
Однако и Фэйермен, и Мосс были дисквалифицированы и сняты с дистанции из-за
того, что их заглохший в боксах при смене пилотов автомобиль механики завели
"с толчка". Тем не менее этот эпизод вошел в историю "Формулы I" как единственный
случай управления одним гонщиком двумя машинами разных марок в ходе одного
этапа. Единственного успеха полноприводной болид класса GP, управляемый
Стирлингом Моссом, добился в состязаниях на "Золотой Кубок", проходивших
в Олтон-Парке и не входивших в зачет мирового первенства.
Трагический
финал чемпионата 1961 года. Сзади в пыли кувыркается Ferrari фон Трипса.
Справа "делает часы" Джим Кларк.
Хотя бесспорными фаворитами чемпионата
1961 года считались гонщики на Ferrari-156, мировое первенство, открывшееся
в Монте-Карло 14 мая, началось с красивой победы Стирлинга Мосса на 4-цилиндровом
Lotus 18-Climax команды Rob Walker Team. Имея "в наличии" на 30 л.с. меньше,
чем его конкуренты на Ferrari, Моос на первых 13 кругах демонстрировал
виртуозное управление автомобилем в "слипстриме" (движении в ветровой "тени"
от идущего впереди соперника), а затем, обойдя лидировавшего Ричи Гинтера,
выступавшего на заводской машине, сумел отбить все атаки американца и опередить
его на финише на 3 с лишним секунды.
А затем пошла серия побед болидов
из Маранелло - заводских автомобилей, ведомых американцами Филом Хиллом
и Ричи Гинтером, немецким графом Берге Вольфгангом фон Трипсом, бельгийцами
Оливье Жендебьеном (ездившим на машине, окрашенной в желтый цвет, - национальный
"окрас" бельгийских болидов класса Grand Prix) и "Диким Вилли" Майрессом.
В борьбу заводских пилотов неожиданно включился итальянец Джанкарло Багетти,
пилот "полузаводской" команды FISA (не путать с одноименной организацией,
появившейся в конце 70-х годов!), а затем Scuderia Sant Ambroes, имевших
"на вооружении" единственную "акулу". Обратите внимание - Ferrari-156 ,лучший
автомобиль "Формулы I" того времени, передается в распоряжение шести (!)
водителей. И это не было чем-то удивительным в те годы. Все ведущие фирмы
"Формулы I" обеспечивали машинами не только себя, но и независимые команды
- например, Rob Walker Team, в которой стартовал легендарный Стирлинг Мосс.
Такое положение обеспечивало зрелищность, невиданную нашим любителем гонок
"Формулы I", наблюдающим состязания так называемой королевской дисциплины
с момента ее заката (то есть с 1992 года).
Но мы отвлеклись от темы нашего
рассказа. Итак, после фиаско в Монако наступила череда триумфов "акул"
из Маранелло - двойная победа в Голландии (первый - Трипс, второй - Фил
Хилл), четыре первых места в Бельгии (Фил Хилл, Трипс, Гинтер, Жендебьен
соответственно), "hat-trick" в Англии (первый - Трипс, второй - Фил Хилл,
третий - Ричи Гинтер). На французском этапе, проводимом перед гонками в
Эйнтри, при первом старте на дистанциях мировых первенств победу одержал
26-летний Джанкарло Багетти. Не менее удивительным может показаться тот
факт, что Багетти с большим трудом опередил своего ближайшего соперника
всего на 0,1 секунды, а боролся он с Дэном Гарни на Porsche, имевшим на
20 "лошадок" меньше, чем "Вздыбленный конь" дебютанта мировых чемпионатов.
Заводских гонщиков Ferrari в этой гонке преследовали технические неполадки
и еЈ лучший гонщик - Фил Хилл - смог финишировать только девятым.
Фил
Хилл на Ferrari 156 - БП Италии.
В середине сезона "на лапы встал
британский лев" - перед Большим Призом ФРГ фирма Coventry-Climax снабдила
команду Джона Купера своей новой V-образной "восьмеркой" мощностью 182
л.с. Но английская новинка проходила стадию "детских болезней", и Джек
Брэбхем, управлявший машиной серии T58 вынужден был сойти с дистанции в
Нюрбургринге. Правда, честь британских команд защитил Стирлинг Мосс, обошедший
на своем Lotus 18/21-Climax со старой "четверкой" почти на полминуты Вольфганга
фон Трипса. Фил Хилл на эйфельской трассе финишировал третьим.
Перед итальянским этапом в борьбу
с Ferrari вступили новые 8-цилиндровые BRM мощностью 185 л.с. Но уже было
ясно, что титул чемпиона мира однозначно получит гонщик Ferrari - либо
Трипс, имевший на своем счету 33 очка по результатам пяти гонок, либо Фил
Хилл, набравший 29 очков (также по результатам пяти гонок). В Монце американец
стартовал с четвертой позиции, фон Трипс - с первой. Чуть замешкавшись
на старте, немец мчится за своим соперником, и на первом же круге происходит
трагедия - перестраиваясь для обгона соперника, немец случайно задевает
переднее колесо машины Кларка и начинает "выделывать" по трассе многочисленные
сальто. Врезавшись в сетку, ограждавшую зрителей от трассы, Ferrari графа
фон Трипса убивает 14 зрителей. Пилот погибает...
Фил Хилл, ничего не знавший о
трагедии, разыгравшейся за ним на трассе, выиграл этап и вместе с ним мировое
первенство. Стоя на подиуме, американец, только узнавший о случившемся,
плакал - без сомнения, это было самое траурное "посвящение" гонщика в чемпионы
мира.
В знак траура (учитывая, что
и чемпионский титул, и Кубок Конструкторов уже выигран), руководство фирмы
Ferrari приняло решение не участвовать на американском этапе, и в Уоткинс-Гленне
первую победу заводской команде Lotus принес бывший лейтенант воздушно-десантных
войск Великобритании Инес Айрленд.
Из 490 кругов (2988 км) дистанций
всех этапов чемпионата мира 1961 года автомобили Ferrari лидировали на
протяжении 283 кругов (1960,6 км), Lotus - 174 кругов (882,2 км), Cooper
- 28 кругов (103,6 км), Porsche - 5 кругов (41,5 км).
Результаты XII чемпионата мира (1961
год)
1 |
Филипп Хилл (США) |
Ferrari |
38 очков (из них 34 зачетных) |
2 |
Берге фон Трипс (ФРГ) |
Ferrari |
33 очка |
3-4 |
Стирлинг Мосс (Англия) |
Lotus-Climax |
21 очко |
3-4 |
Дэн Гарни (США) |
Porsche |
21 очко |
5 |
Пол-Ричард Гинтер (США) |
Ferrari |
16 очков |
6 |
Инес Айрленд (Англия) |
Lotus-Climax |
12 очков |
7-8 |
Джим Кларк (Шотландия) |
Lotus-Climax |
11 очков |
7-8 |
Брюс Макларен (Нов Зеландия) |
Cooper-Climax |
11 очков |
9 |
Джанкарло Багетти (Италия) |
Ferrari |
9 очков |
10 |
Энтони Брукс (Англия) |
BRM-Climax |
6 очков |
Результаты розыгрыша IV Кубка
конструкторов (1961 год)
1 |
Ferrari |
Италия |
52 очков (из них, 40 - зачетных) |
2 |
Lotus-Climax |
Англия |
32 очков (из них, 32 - зачетных) |
3 |
Porsche |
ФРГ |
23 очков (из них, 22 - зачетных) |
4 |
Cooper-Climax |
Англия |
18 очков (из них, 14 - зачетных) |
5 |
BRM-Climax |
Англия |
7 очков (из них, 7 - зачетных) |
|