|
Чемпионат мира 1960
года состоял из десяти этапов - Больших Призов Аргентины, Монако, Голландии,
Бельгии, Автомобильного клуба Франции, Англии, Португалии, Италии и США,
а также (в последний раз) 500-мильных гонок в Индианаполисе. Он длился
288 дней (с 7 февраля по 20 ноября) и в нем приняло участие 89 гонщиков,
из которых 33 стартовали только в Индианаполисе. Двадцать семь пилотов
финишировали в "очках". Резко увеличившееся количество водителей, заработавших
очки, объясняется тем, что с этого года заветные баллы стали начисляться
не за 5, а за 6 первых мест (очко за прохождение лучшего круга теперь не
давалось).
Хотя 1960 год был последним годом действия
2,5-литровой Формулы-I, гоночные команды к наступившему сезону подготовили
ряд интересных новинок.
Так, фирма BRM в конце 1959 года изготовила
и испытала модель Р98 - первую свою машину с задним расположением двигателя.
Однако, на этапах мирового первенства команда стартовала на усовершенствованной
прошлогодней машине, несшей обозначение Р48.
В Большом Призе Монако Scuderia Ferrari также
представила свой автомобиль заднемоторной компоновки - модель 246Р. На
этом болиде американец Ричи Гинтер сумел финишировать в Монте-Карло на
шестом месте.
В Больших Призах Голландии и США на старт состязаний
впервые в истории Формулы I вышли "чисто американские" болиды Scarab, построенные
по инициативе и на деньги миллионера Лэнса Ревентлоу. Дебют болидов из
Нового Света закончился фиаско - в Голландии оба стартовавших автомобиля
сошли с дистанции из-за поломки моторов, а в Риверсайде единственный Scarab,
принявший участие в состязаниях, финишировал десятым, отстав от победителя
на 5 кругов.
Джек
Брэбхем (Cooper T53 - Climax) на дистанции Большого Приза АКФ 1960 года
Большинство независимых команд приняло на вооружение
либо "фирменные" Cooper-Climax, либо использовало их шасси, на которых
монтировались двигатели самых разных марок. Так, Rob Walker Team испытывала
мотор от BRM, но в соревнованиях ее пилоты стартовали на машинах с двигателями
Coventry-Climax и на заднемоторных Lotus 18-Climax. Scuderia Centro Sud
имела Cooper'ы, оснащенные моторами Maserati, а Scuderia Castellotti поставила
"движок" Castellotti, являвшийся модернизированной "шестеркой" Ferrari.
Шасси фирмы Cooper использовали и команды, стартующие в соревнованиях Формулы
2 (то есть, с моторами рабочим объемом до 1500 куб.см). Учитывая, что с
1961 года вступала в действие новая Формула I, ограничивающая литраж болидов
Grand Prix той же величиной, состязания машин Формулы 2 приобрели в 1960
году большое значение, ибо стали своего рода испытательным полигоном перед
грядущим сезоном. На нескольких этапах чемпионата мира 1,5-литровые автомобили
стартовали вместе с 2,5-литровыми.
Как и в прошлом году мировое первенство прошло
под знаком полного превосходства английских автомобилей - из девяти гонок
Grand Prix восемь закончились победой британских болидов. Для начала Брюс
Мак-Ларен (Cooper-Climax) выиграл аргентинский этап. В Монако первую победу
фирме Lotus принес Стирлинг Мосс, выступавший за команду Роба Уокера. А
затем пошла череда побед "Черного Джека" - выиграв подряд 5 этапов в Голландии,
Бельгии, Франции, Англии и Португалии, Брэбхем досрочно, за два этапа до
конца сезона во второй раз стал чемпионом мира. Не умаляя таланта и мастерства
Джека, надо все-таки заметить, что достижение заветного титула было облегчено
для австралийца тяжелой аварией, произошедшей с его основным конкурентом
Стирлингом Моссом на тренировках перед Большим Призом Бельгии. Из-за поломки
на полной скорости задней подвески на своем Lotus'е Мосс был выброшен из
машины и получил серьезные повреждения спины и позвоночника, в результате
чего ему пришлось провести почти весь сезон в гипсовом корсете, наблюдая
за гонками со "скамейки запасных". Гонки на Большой Приз Бельгии вписали
черную страницу в историю мировых первенств. На 19-м кругу в ветровое стекло
Coooper'а Криса Бристоу ударилась птица и гонщик, на мгновение потеряв
управление, вылетел с трассы и погиб в загоревшемся автомобиле. Еще через
пять кругов смертельную аварию потерпел Алан Стеси, выступавший на Lotus
18-Climax.
Единственную победу (и ту в отсутствие британских
заводских команд, не приехавших в Монцу) Scuderia Ferrari одержала у себя
на родине (Фил Хилл). Этот успех стал последним, завоеванным автомобилем
с классической компоновкой агрегатов.
Из 598 кругов (3530,1 км) всех дистанций Grand
Prix, разыгранных в 1960 году, автомобили Cooper-Climax лидировали на протяжении
254 кругов (1730,8 км), Lotus-Climax - на 167 кругах (783,5 км), BRM -
на 107 кругах (449,5 км), Ferrari - на 58 кругах (566,4 км). Одна победа
за сезон (к тому же "подаренная" англичанами) была "щелчком" по самолюбию
Scuderia Ferrari и можно было предположить, что команда приложит все силы,
чтобы реабилитировать себя в следующем году и вернуть утраченные позиции...
Результаты XI чемпионата мира (1960
год)
1 |
Джек Брэбхем |
Cooper T51/T53-Climax |
43 очка |
2 |
Брюс Мак-Ларен |
Cooper T51/T53-Climax |
37 очков (из них, 34 - зачетных) |
3 |
Стирлинг Мосс |
Cooper T51-Climax /
/Lotus 18-Climax |
19 очков |
4 |
Инес Айрленд |
Lotus 18-Climax |
18 очков |
5 |
Фил Хилл |
Ferrari Dino 246/
/Cooper T51-Climax |
16 очков |
6-7 |
Оливье Жендебьен |
Cooper T51-Climax |
10 очков |
6-7 |
Вольфганг фон-Трипс |
Ferrari Dino 246/156P(F2) |
10 очков |
8-10 |
Джим Рэйтманн |
Watson-Offenhauser |
8 очков |
8-10 |
Ричи Гинтер |
Ferrari Dino 246 (246P)/
/Scarab |
8 очков |
8-10 |
Джим Кларк |
Lotus 18-Climax |
8 очков |
Результаты розыгрыша III Кубка
конструкторов (1960 год)
1 |
Cooper-Climax |
Англия |
58 очков (из них, 48 - зачетных) |
2 |
Lotus-Climax |
Англия |
37 очков (из них, 34 - зачетных) |
3 |
Ferrari |
Италия |
27 очков (из них, 26 - зачетных) |
4 |
BRM |
Англия |
8 очков |
5-6 |
Cooper-Maserati |
Англия / Италия |
3 очка |
5-6 |
Cooper-Castellotti |
Англия / Италия |
3 очка |
|