|
Основана
Основатель
Штаб-квартира
Покрышки
Двигатель
Первый пилот (2005 год)
Второй пилот (2005 год)
Тест-пилот (2005 год)
Дебют в Формуле-1
Всего Гран При
Чемпионаты мира
Кубки Конструкторов
Победы
Первая победа
Последняя победа
Дубли
Поул-позиции
Быстрейшие круги
Очки
Подиумы
Хет-трики
Большие шлемы
Большие планы Jaguar Racing Приход марки в Jaguar в Формулу-1 стал неожиданностью. В 1999 году компания Ford, которой и принадлежит торговая марка Jaguar, объявила о покупке команды Stewart. И с 2000 года Stewart Grand Prix стала именоваться Jaguar Racing. Планы перед началом сезона были наполеоновскими – третье место в Кубке Конструкторов, оба гонщика в шестерке на финише чемпионата и две – три победы на этапах. Но уже на первых этапах чемпионата 2000 года надежды стали рушиться, как карточный домик. Слабой картой в основании его были, как показали гонки в Австралии и Бразилии, коробка передач и трансмиссия. Ни в Мельбурне, ни в Интерлагосе ни один из Jaguar не пересек линию финиша, при том, что в квалификации Ирвайн выглядел очень сильно, почти так же, как Баррикелло год назад. В общем, все было похоже на начало прошлого года, и можно было рассчитывать, что в Имоле "кошки" обретут надежность. Так оно и случилось – в Гран При Сан-Марино оба пилота добрались до финиша. Только вот незадача – заняли они седьмое и десятое места, а очки в Формуле-1 присуждаются только за первые шесть. Найти компромисс между скоростью и надежностью, как в 1999 году, Гэри Андерсон, конструктор команды, явно не сумел. Конечно, сей печальный факт не давал Гэри покоя, и он в течение всего сезона отчаянно пытался исправить положение. Да только тщетно: в большинстве гонок Ирвайну и Херберту приходилось поневоле выбирать между финишем за пределами шестерки или сходом по техническим причинам. Да не прозвучит это кощунственно, но лучше всего со своенравной и капризной "кошкой" справился в своей единственной гонке в 2000 году тест-пилот команды Лучано Бурти, сменивший Ирвайна в Австрии: стартовал двадцать первым и спокойно проехал всю дистанцию, финишировав одиннадцатым с отставанием в два круга. За весь сезон у Jaguar было всего два результативных
финиша – четвертое место Ирвайна в Монако и его же шестое – в Малайзии.
Херберт не смог взять ни одного очка, проигрывая Эдди весь сезон, и под
конец принял решение об уходе из Формулы-1. К тому же в последней гонке
сезона в Малайзии он попал в аварию и получил травму.
Кадровые перестановки и угасающие надежды Но все-таки Джонни ушел добровольно. А вот бедному Андерсону, так и не сумевшему в ходе сезона хоть немного приручить "ягуаров", пришлось в декабре распрощаться со своим местом технического директора. Его на этом посту сменил пришедший из McLaren Стив Николс. Произошло еще несколько кадровых перестановок – новыми сотрудниками конструкторского штаба стали специалист по аэродинамике Марк Хэндфорд и конструктор Джон Рассел. Ирвайн сохранил за собой место первого пилота. На роль его напарника в 2001 году претендовал опять-таки Франкитти. Дарио все же решил пока не связываться с Формулой-1, очевидно, памятуя о печальной участи Майкла Андретти и Алессандро Занарди, и поэтому вторым пилотом стал Бурти. Кроме того, сменилось и высшее руководство: управляющим директором команды стал знаменитый американский гонщик Бобби Рэйхол, а главой отдела Premier Performance Division, куда, кроме Jaguar, входит моторостроительная фирма Cosworth и электронная PI Research, – не менее известный Ники Лауда. Презентация команды, в отличие от прошлогоднего шумного ликования по поводу возвращения Jaguar в большие гонки, прошла очень скромно. Теперь уже не было и речи о победах и о возможной битве с грандами – McLaren и Ferrari. "Если нашими соперниками будут Jordan, BAR, Benetton, это будет уже очень хорошо", – грустно комментировал Ирвайн. Первый этап в Австралии как будто подтвердил его слова: только восьмое и одиннадцатое места на финише. Первых очков сезона, как и в 2000 году, Jaguar пришлось подождать до Монако, зато на это раз Ирвайн стал не четвертым, а третьим: впервые после преобразования Stewart в Jaguar пилот команды поднялся на подиум. Восторги по этому поводу продолжались довольно долго; в команде, похоже, забыли, что и ягуары цыплят (или лучше – "котят") по осени считают. И хотя в Канаде Педро де ла Роса прибавил к четырем очкам еще одно, там он опередил лишь Зонту на Jordan, Бурти на Prost и Маркеса на Minardi. Может показаться странным: Бурти на Prost, а де
ла Роса на Jaguar? И, тем не менее, все было именно так. Рэйхол, став главой
команды, начал постепенно менять все на свое усмотрение. Увольнение Бурти
стало одним из первых шагов Бобби; на его место он взял де ла Росу, бывшего
с начала сезона тест-пилотом. Затем Рэйхол попробовал переманить в штаб
"зеленых" Эдриана Ньюи – увы, неудачно. Как и предыдущие руководители команды,
он сделал уже становившееся традиционным заявление о возможном переходе
в Jaguar Франкитти, после чего Ирвайн всерьез обеспокоился за свое место
– вряд ли в случае увольнения Эдди смог бы найти себе место в другой команде
среднего уровня. Косо поглядывал на Рэйхола и Лауда, привыкший подавлять
окружающих своим авторитетом. "Антирэйхоловская коалиция" в составе Эдди
и Ники начала действовать. Сначала все это было не особо заметно, но тут
Бобби совершил еще один прямо-таки оскорбительный и непростительный, по
мнению оппонентов, проступок: предложил Эдди Джордану Ирвайна взамен уволенного
Френтцена и вдобавок еще пять миллионов долларов в придачу. Терпение противников
лопнуло: Лауда в своей закулисной борьбе обратился даже к Экклстоуну, списав
все неприятности Jaguar на счет Рэйхола. Закончилось это все тем, чем и
должно было закончиться: привыкший к открытой и простой атмосфере гонок
CART Бобби не смог противостоять Лауде и вынужден был уйти. С издевательской
вежливостью проводив Рэйхола, Лауда затем ни с того ни с сего обрушился
на Ирвайна, пообещав уволить и его тоже, если Эдди не возьмется за ум и
не привезет в копилку команды пару свеженьких очков. Как ни странно, под
конец сезона зеленые машины действительно еще дважды смогли финишировать
в зачетной шестерке: де ла Роса стал пятым в Италии, а Ирвайн – в США.
Причем в последнем случае Эдди даже переместился было на четвертое место
после дисквалификации Ярно Трулли. Однако всего лишь до конца сезона, когда
пилота Jordan все-таки реабилитировали.
Первые шаги к успеху Итог сезона – девять очков и восьмое место в Кубке Конструкторов. Естественно, это не так уж много даже по меркам середняков – те команды, которые Ирвайн называл главными соперниками в начале сезона, оказались впереди, набрав на одно, семь, десять очков больше. В 2002 году кризис команды продолжился. Низкая надежность машин не позволили пилотам команды бороться за очки. Плюс ко всему Jaguar была медленной машиной. К концу сезона, когда проблемы с надежностью удалось решить, Эдди Ирвайн сумел занять третье место на Гран При Италии. Но успех развить не удалось. Результатом стало увольнение Ирвайна и де ла Росы из команды. В 2003 год команда вступила с новыми пилотами Марком Уэббером и Антонио Пиццонией. Уэббер показал себя быстрым и талантливым пилотам, позволив команде бороться за очки в каждой гонки. Пиццония не смог себя проявить и в середине сезона его заменили на молодого и талантливого англичанина Джастина Уилсона, который сумел заработать одно очко в Гран При США. К концу сезона 2003 босс Jaguar Racing Тони Парнелл ошеломил пит-лейн, заявив, что команда, принадлежащая автомобильному гиганту Ford, готова на следующий предоставить сезон место платному пилоту. И действительно, некоторое время спустя Jaguar заключил контракт с молодым австрийцем Кристианом Клином, за плечами которого стояла солидная финансовая поддержка в лице Red Bull. Несмотря на провальный старт сезона в Австралии, через две недели Марк Уэббер взвинтил моральный дух команды, квалифицировавшись вторым на "Сепанге". К сожалению, команде пришлось ждать еще две недели, прежде чем стараниями австралийца Jaguar набрал свои первые очки. По ходу сезона Уэббер выкладывался на 100%, мотивируя
команду, в то время как Клин делал все, что позволяло ему мастерство и
гоночный опыт. Десять очков из 36 стартов – не самый впечатляющий результат,
но, по крайней мере, изумрудные машины доказали Toyota, что миллионы иен
– еще не гарантия успеха.
Прощай, Jaguar! Да здравствует, Red Bull! Однако проблемы Jaguar не ограничивались трассой: все лето курсировали упорные слухи о продаже команды или переименовании ее в дань уважения спонсору либо концерну Ford. 17 сентября подобно разрыву бомбы прогремело известие, которое до этого невозможно было представить даже в самых диких фантазиях. После сорока лет в Формуле-1 Ford решает покинуть спорт, а Jaguar Racing и Cosworth выставляются на продажу. Поговаривали о возможной покупке Jaguar Racing концерном Red Bull, однако, на последний Гран При сезона команда приехала в полной неопределенности. На печальной ноте – столкновением напарников по команде – закончилась (или, кто знает, временно приостановилась) эра Ford в королевских гонках. Однако в понедельник 15 ноября, за несколько дней до крайнего срока подачи заявок на участие в чемпионате 2005 года, Ford официально объявил о продаже Jaguar Racing концерну Red Bull, а Cosworth – совладельцам международной гоночной серии ChampCar, Кевину Калховену и Джеральду Форсайту. В середине декабря босс Red Bull Дитрих Матешитц утвердил на место первого пилота команды-наследницы Jaguar Racing ветерана McLaren Дэвида Култхарда. За этим последовало сообщение о продлении контракта с австрийским гонщиком Кристианом Клином, и чтобы окончательно сбить с толку автоспортивную общественность, команда подписала контракт с чемпионом Формулы-3000 Витантонио Лиуцци. На этом изменения в штате команды не закончились.
Тони Парнелл и Дэвид Питчфорт были смещены в пользу босса команды Arden
International Кристиана Хорнера, а в команду был возвращен Гюнтер Штайнер
– бывший технический директор Jaguar, уволенный в 2002 году.
|