"ДЖОРДАН"
(Jordan)
Jordan Grand
Prix
Buckingham Road, Silverstone, Towcester
Northants NN12 8TN Great Britain
Первый Гран-при:
Первый Гран-при: 1991, США
Участие в Гран-при
114
Поулы:
1
Лучший круг:
2
Всего очков:
121
Победы:
0
2 место:
2
3 место:
4
4 место:
17
5 место:
13
6 место:
16
Эдди Джордан не просто основатель команды и ее бессменный владелец,
но и, как поговаривают, та ось,
вокруг которой и крутится все в "Джордане". Бывший гонщик, занявшийся
менеджментом, сумел в короткое
время создать собственную команду, выиграть с ней Британскую "Формулу-3"
(British F3 Championship), успешно
провести ее через Международную "Формулу-3000" (International F3000
Championship) и вывести ее в элиту
автоспорта – в Формулу-1.
Штаб-квартиру своей команды Эдди Джордан организовал в Сильверстоуне
в 1980 году. Изначально команда
"Джордан Рэйсинг" была создана для того, чтобы поддержать гоночную
карьеру самого Эдди Джордана, но
владелец команды недолго сидел за рулем, выбрав для себя роль управляющего
команды.
В 1982 команда предоставляла свои машины в гонках Формулы-3 пилотам
Великобритании и Европы, и
первой дала шанс Айртону Сенне сесть за руль гоночного болида Формулы-3.
В 1983 году в Британском
чемпионате Формулы-3 за команду выступали Мартин Брандл и Аллен Берг,
а в Европе – Томми Байрн.
Вдохновленная успехом, в 1985 году команда перешла к выступлениям в
серии F3000.
В 1986 году за "Джордан F3" выступали Маурицио Сала и Джо Рис на "Фольксвагенах"
с шасси "Рейнард". Сала
принес пять побед в Британии и в результате занял второе место в чемпионате.
Команда выиграла Британский
чемпионат Формулы-3 в 1987 году, когда Джонни Херберт выиграл пять
гонок. Пол Уорвик и Джэйсон Эллиот
выступали за "Джордан" в 1988 году в Британской серии. Джонни Херберт
остался с командой и вместе с
Томасом Данилссоном, которого в середине сезона земенил Мартин Доннелли,
перешел в Формулу-3000. Во
время сезона Херберт попал в страшную аварию, а Доннелли закончил сезон
третьим.
В 1989 году к Доннелли присоединился Жан Алези. Это был год, когда "Джордан"
царил в гонках
Формулы-3000. Оба гонщика лидировали весь сезон, корона чемпиона в
конце концов досталась французу.
Прогресс команды был очевиден, но в 1990 году "Джордан" по-прежнему
концентрировал все свои усилия на
гонках F3000, предоставив три машины гонщикам Эдди Ирвину, Эмануэлю
Наспетти и Хайнцу Харальду
Френцену.
Впервые "Джордан" вошел в мир Формулы-1 в 1991 году. Команда удивила
всех блестящим дебютом – пятое
место в кубке Конструкторов с двигателями "Форд". Болидами управляли
Андреа де Чезарис и Бертран Гашо.
1992 год начинался для Эдди Джордана невероятно успешно. Команда переехала
в новую штаб-квартиру,
заключила контракт со спонсором – Южно-Африканской нефтяной компанией
"Сасол", и получила японские
двигатели "Ямаха" V12. Сезон начался с больших надежд, которые быстро
превратились в кошмар, когда
"Джордан" получил лишь одно очко на последней гонке в Аделаиде. В конце
сезона "Джордан" подписал
эксклюзивный контракт с Брайаном Хартом на поставку новых 10-цилиндровых
двигателей и пригласил в
команду восходящую бразильскую звезду Рубенса Баррикелло. К сожалению,
до предпоследней гонки 1993
года, Гран-при Японии, команде так и не удалось заработать ни одного
очка. В Японии Баррикелло завершил
гонку пятым, а следом за ним приехал дебютант "Джордана", новичок в
Формуле-1 Эдди Ирвин.
Сотрудничество Баррикелло и Ирвина возобновилось в 1994 году, а Брайан
Харт продолжал работу в
"Джордане", делая команду все более стабильной. Рубенс Баррикелло привел
болид четвертым на открытии
сезона в Бразилии, был третьим на следующей гонке, Гран-при Пасифик,
впервые добившись подиума для
"Джордана". В конце года команда получила 28 очков, что позволило ей
встать на пятую строчку в списке
лучших. Это достижение сыграло решающую роль при подписании контракта
на эксклюзивные поставки
двигателей "Пежо", о чем было объявлено в октябре 1994 года. Команда
не меняла пилотов и в 1995 году, но на
подиум пилот "Джордана" поднимался лишь раз – на Гран-при Канады. В
Монреале "Джордан" пришел к
лучшему финишу в истории команды и лучшему достижению Рубенса Баррикелло
– второму месту, а Эдди
Ирвин впервые поднялся на подиум Формулы-1, заняв третье место.
В 1996-м, на смену Эдди Ирвину, перешедшему в "Феррари", к Рубенсу Баррикелло
присоединился Мартин
Брандл. Объединив таким образом молодость и опыт, проведя тестовые
испытания многообещающей модели
"Джордан-Пежо" 196, команда с нетерпением ожидала начала сезона. Когда
Эдди Джордан объявил о новом
спонсоре команды, компании Benson and Hedges, всего за несколько недель
перед первой гонкой в Мельбурне,
казалось, что "Джордану" предстоит лучший год в его карьере. Начался
сезон действительно эффектно –
незабываемое столкновение Брандла на Австралийском Гран-при, первое
место Рубенса Баррикелло в
квалификации в Бразилии. Несмотря на то, что пилоты регулярно заканчивали
гонку в первой шестерке, что
принесло команде пятое место в Кубке конструкторов, на подиум команда
не поднималась до 1996 года.
Ральф Шумахер и Джанкарло Физикелла пришли в команду в 1997 году. Оба
гонщика уже успели доказать, что
могут делать быстрые круги. Тем не менее, весь сезон Ральф Шумахер
провел большей частью на гравии.
Физикелла вылетал реже. 33 очка к концу сезона стали разочарованием,
но на 1998 год команда заключила
контракт с Дэймоном Хиллом, заменившим ушедшего в "Беннетон" Физикеллу.
"Джордану" не нужно
доказывать, что имея на руках такой потенциал, он может вывести команду
в первые ряды и привести к
победе.