1:10,399 (2004 год, Рубенс Баррикелло/Ferrari
F2004)
Рекорд круга в квалификации:
1:10,223 (2004 год, Рубенс Баррикелло/Ferrari
F2004)
.
.
* - дата создания овала
** - дата создания трассы Формулы 1
Технические особенности
Длина трассы в Индианаполисе составляет 4,192
км. Она представляет собой длинный 900-метровый участок профилированного
овала, позволяющий непрерывно ускоряться в течение 22 секунд, и извилистый
отрезок с медленными и среднескоростными поворотами. Все это вызывает проблемы
при настройках машин. Здесь важно найти компромисс между скоростью и устойчивостью
в поворотах. Трасса очень требовательна к двигателям и не изобилует возможностями
для обгонов. Что же касается покрытия асфальта, то его
характеристики на прямой и на внутренней секциях очень различны, что создает
большие трудности при выборе покрышек.
"Индианаполис Мотор Спидвей" – старейший автодром
из ныне действующих. Более того, проходящая на нем с 1911 года ежегодная
гонка Инди-500 является самым древним непрекращающимся автоспортивным мероприятием.
Гоночный овал в Индианаполисе был сооружен в 1908 году. Первоначально поверхность
трека была покрыта крошеным камнем, залитым гудроном. Однако после серии
фатальных инцидентов, в целях безопасности гонщиков, покрытие решено было
замостить – на это ушло 3 200 000 кирпичей. И весной 1909 года трасса
приняла свой неповторимый запоминающийся облик, за который ее называют
"старая кирпичница". И это, несмотря на то, что в 1961 году, в соответствии
с веяниями времени, покрытие было полностью заасфальтировано. Ъ Первая гонка "500 миль Индианаполиса" на четырехкилометровом
овале состоялась в 1911 году, а первым в истории победителем этого престижного
состязания стал Рэй Хэррун на автомобиле Marmon. Гонка следующего года
вообще стала классикой: Ральф де Пальма уверенно лидировал, имея пять кругов
преимущества, когда ровно за пять с половиной кругов до финиша его Mercedes
остановился. Ральф и его механик решили собственноручно дотолкать тяжеловесный
агрегат до финиша. И они уже вышли на финишную прямую, когда мимо пронесся
National Джо Доусона, победившего таким образом в этой гонке. К 1945 году трек пришел в плачевное состояние
и был продан своими прежними владельцами некому Тони Хульману, как впоследствии
оказалось, человеку дела. Изменения не заставили себя долго ждать. Деревянные
трибуны были заменены современными аналогами из стали, появилась знаменитая
информационная вышка. В период с 1950 года по 1960 год гонка "500
миль" на овале в Индианаполисе являлась официальным этапом в календаре
чемпионата Формулы-1. Правда, команды из "Старого Света" мероприятие на
"Старой кирпичнице" игнорировали. Участие же традиционно принимали американские
пилоты, а потому эти гонки не включаются в общий зачет чемпионата Формулы-1. В 1959 году к зачетной гонке Инди-500 добавился
самостоятельный Гран При США, который проходил сначала в Себринге (где
победу одержал основатель команды McLaren Брюс МакЛарен на Cooper T51),
затем в 1960 году переместился в Риверсайд, а после 1975 года его принимал
нью-йоркский Уоткинс Глен. С 1976 года по 1981 год Уоткинс Глен чередовался
с калифорнийской трассой Лонг Бич. А в 1981 году, в 1983 году и в 1984
году в календаре чемпионата числилось сразу два Гран При США на двух трассах:
в различных комбинациях его принимали Лонг Бич, Детройт, Цезарь Пэлас и
Фэир Парк. Что же касается 1982 года, то в этот период Формула-1 посетила
сразу три Гран При США. В целях популяризации "Королевы автоспорта" среди
американской публики в 1982 году организаторы Гран При США переместили
этап на трассу в Детройт, где он продержался до 1988 года, а затем три
сезона Гран При проходил на трассе Феникс. После этого "Большой цирк" не
появлялся в Соединенных Штатах девять лет. Затем в 1998 году внук Тони Хульмана Тони
Джордж заключил с Берни Экклстоуном соглашение на проведение Гран При США
в Индианаполисе в 2000 году. Трасса содержит в себе главную прямую и один
из бэнкингов знаменитой "Старой кирпичницы", а также участок внутри овала,
проложенный специально для соревнований Формулы-1. В отличие от гонщиков
NASCAR или Indycar, гонщики Формулы-1 движутся здесь по часовой стрелке. Первый Гран При США в Индианаполисе, состоявшийся
24 сентября 2000 года, выиграл Михаэль Шумахер. Эта гонка стала переломной
в чемпионате. Победа в Инди позволила Шумахеру снова захватить лидерство
в борьбе за титул чемпиона мира. Гонщики же McLaren так и не смогли оказать
сопротивления: шансы Дэвида Култхарда улетучились, когда он получил десятисекундный
штраф за преждевременный старт, а на машине Хаккинена на 26 круге взорвался
двигатель. В 2001 году в Индианаполисе отпраздновал свою
последнюю победу в карьере двукратный чемпион мира финский гонщик Мика
Хаккинен. Уик-энд 2002 года в Индианаполисе проходил
под знаком доминирования Михаэля Шумахера. Столь же уверенно он лидировал
и в гонке. На последнем круге Михаэль, решив подарить своим американским
болельщикам шоу, замедлился, с целью подпустить своего напарника Рубенса
Баррикелло максимально близко, так чтобы финишировать дуэтом с минимальным
разрывом. Шутка не удалась – Баррикелло пересек финишную линию первым. В 2003 году с поул-позиции стартовал Кими
Райкконен, и все шло по его сценарию, пока в гонку не вмешался дождь. Гонщики
Bridgestone чувствовали себя явно увереннее своих коллег на Michelin. Монтоя
лишил себя шансов на чемпионскую корону, столкнувшись с Рубенсом Баррикелло.
Гонку же в третий раз в Индианаполисе выиграл Михаэль Шумахер. 2004 год не стал исключением, здесь снова
блистал Михаэль Шумахер. Что же касается его младшего брата Ральфа, то
он угодил в серьезную аварию на бэнкинге, которая впоследствии стоила ему
нескольких пропущенных гонок из-за травмы позвоночника. Гонка в Индианаполисе
в 2004 году выдалась на редкость событийной. В итоговой классификации значатся
лишь девять пилотов, финишировало же и вовсе восемь. Гран При США 2005 года было омрачено скандалом.
Все началось еще в пятницу, когда у двоих пилотов Toyota Рикардо Зонты
и Ральфа Шумахера лопнула покрышка, что закончилось вылетом для обоих.
Причем, для немца авария была почти полной копией прошлогодней. Он даже
вылетел в том же месте. Травмы он не получил, тем не менее, врачи посоветовали
ему воздержаться от участия в гонке. Но трагизм этапа заключается не в
этом. Тщательно обследовав лопнувшие покрышки, представители Michelin не
смогли выяснить причину, а потому сняли с себя всякую ответственность за
дальнейшие возможные инциденты, предоставив своим клиентам самим сделать
выбор... Квалификация прошла в своем обычном ритме. Ярно Трулли принес
первый поул для Toyota. На старт гонки вышли все 20 болидов, однако после
прогревочного круга 14 из них свернули в боксы. На стартовой решетке остались
лишь представители Bridgestone: Ferrari, Jordan и Minardi. Лишним будет
говорить, что в борьбе с двумя командами-аутсайдерами "Гарцующие Жеребцы"
легко взяли дубль – первый и последний в сезоне-2005. Ну а лучшим среди
завсегдатаев пелетон оказался Тьяго Монтейро на Jordan.
Результаты 2005 года
Поул-позиция
Победа
Лучший круг
Ярно Трулли
Михаэль Шумахер
Михаэль Шумахер
Panasonic Toyota Racing
Scuderia Ferrari Marlboro
Scuderia Ferrari Marlboro
TF105
F2005
F2005
1:10,625
1:29.43,181
1:11,497
213,681 км/ч
204,648 км/ч
211,075 км/ч
Итоговая классификация:
Гонщик
Команда
Время
Отставание
Круги
1.Михаэль Шумахер
Scuderia Ferrari Marlboro
1:29.43,181
.
73
2.Рубенс Баррикелло
Scuderia Ferrari Marlboro
.
1,522
73
3. Тьяго Монтейро
Jordan Grand Prix
.
1 круг
72
4. Нараин Картикеян
Jordan Grand Prix
.
1 круг
72
5. Кристиан Альберс
Minardi Cosworth
.
2 круга
71
6. Патрик Фризахер
Minardi Cosworth
.
2 круга
71
7. .
.
.
.
.
8. .
.
.
.
.
Все победители Гран При
Дата
Гонщик
Команда
Шасси
Время
19.06.2005
Михаэль Шумахер
Scuderia Ferrari Marlboro
F2005
1:29.43,181
20.06.2004
Михаэль Шумахер
Scuderia Ferrari Marlboro
F2004
1:40.29,914
28.09.2003
Михаэль Шумахер
Scuderia Ferrari Marlboro
F2003-GA
1:33.35,997
29.09.2002
Рубенс Баррикелло
Scuderia Ferrari Marlboro
F2002
1:31.07,934
30.09.2001
Мика Хаккинен
West McLaren Mercedes
MP4-16
1:32.42,840
24.09.2000
Михаэль Шумахер
Scuderia Ferrari Marlboro
F1-2000
1:36.30,883
30.05.1960*1
Джим Ратман
Watson
Watson
3:36.11,36
30.05.1959
Роджер Вард
Watson
Watson
3:40.49,20
30.05.1958
Джимми Брайан
Epperly
Epperly
3:44.13,80
30.05.1957
Сэм Хэнкс
Epperly
Epperly
3:41.14,25
30.05.1956
Пэт Флэерти
Watson
Watson
3:53.28,84
27.03.1955
Боб Швайкерт
Kurtis Kraft
500C
3:53.59,53
31.05.1954
Билл Вукович
Kurtis Kraft
500A
3:49.17,27
30.05.1953
Билл Вукович
Howard Keck
Kurtis Kraft 500A
3:53.01,69
30.05.1952
Трой Руттман
J.C. Agajanian
Kuzma
3:52.41,88
30.05.1951
Ли Валлард
Murell Belanger
Kurtis Kraft
3:57.38,05
30.05.1950
Джонни Пэрсонс
Kurtis Kraft
Kurtis Kraft
2:46.55,97
*1 с 1950 - 1960 г. Победители гонки Инди-500,
входящей в зачет чемпионата Формулы 1