1:31,540 (2005 год, Кими Райкконен/McLaren MP4-20)
Рекорд круга в квалификации:
1:31,713 (2003 год, Рубенс Баррикелло/Ferrari F2003-GA)
.
.
Технические особенности
Длина трассы автодрома "Сузука Интернэшнл"
5,807 км. Это одна из самых сложных трасс чемпионата. Наилучшее время круга
зависит от правильного прохождения извилистого подъема. Это означает, что
машина должна точно отвечать движениям руля. В настройках аэродинамики
трасса требует большой прижимной силы. Износ резины и потребление топлива
достаточно велики. Продолжительные скоростные участки (Crossing и прямая
старт/финиш) даже при наличии поворотов позволяют гонщикам развивать средние
скорости до 200 км/ч. В течение гонки пилоты выдерживают значительные перегрузки
– до 3,2g (при выходе из поворота S-Curve).
Автодром в Сузуке был сооружен в 1962 году
в пятидесяти километрах от Нагои как испытательная трасса Honda среди Honda
Land – развлекательного парка, построенного компанией для своих сотрудников.
Уникальная конфигурация трассы, напоминающая по форме восьмерку, была разработана
датчанином Йоном Хугенхольцем, который, учитывая ее первоначальное назначение,
постарался включить как можно больше разноплановых поворотов. Позднее прилегающая
к автодрому территория превратилась в развлекательный центр. Здесь находится
парк аттракционов, площадка для игры в гольф и других игр, а также музей
фирмы Honda. Первый Гран При Японии состоялся на автодроме
"Сузука Интернэшнл" в 1963 году, это была гонка в классе спорткаров, победу
в которой одержал британец Питер Варр. Данные соревнования проходили ежегодно,
вплоть до 1969 года. Затем с 1971 года по 1975 год трасса принимала этап
Формулы-2. В 1976 году "Большой Цирк" приехал на острова и первые два года
Гран При проводился на трассе "Фуджи", но благодаря влиянию Honda в 1978
году переместился в Сузуку. И по сей день является монополистом в проведении
японского этапа чемпионатов мира. Трасса с ее богатым разнообразием поворотов
– одна из самых любимых среди гонщиков. Даже несмотря на то, что в 1991
году была сужена шикана в конце главной прямой, испортив самую лучшую точку
для обгонов. Долгое время, являясь завершающим этапом календаря
чемпионата, автодром "Сузука Интернэшнл" видел эпические сражения за победу
не только в гонке, но и в чемпионате. В 1987 году Найджел Мэнселл повредил
спину, попав в аварию во время практики. Таким образом, чемпионский титул
без боя достался Нельсону Пике. Весьма драматичным получился этап 1988 года.
McLaren Сенны, завоевавшего поул, заглох на старте гонки. Однако, благодаря
тому, что стартовая прямая идет под уклон, он смог-таки запустить мотор
своего болида. Он ушел лишь четырнадцатым, но уже к концу первого круга
переместился на восьмое место. На втором круге отыграл еще две позиции,
опередив Патрезе и Наннини. К шестнадцатому кругу Сенна оказался вторым.
В этот момент начался дождь и уже на 28-м круге бразилец, опередив на прямой
Проста, вышел в лидеры. Тем самым он завоевал свой первый чемпионский титул.
После гонки бразильский комментатор и близкий друг Айртона Гальвао Буэно
сказал: "Теперь ты – чемпион мира. Цель достигнута. Ты шел к ней, как таран,
отказываясь от многих радостей в жизни, теряя старых друзей. Теперь что-то
изменится?" Сенна ничего не ответил,…а только заплакал. На следующий 1989 год вновь разгорелись нешуточные
страсти между напарниками по McLaren, претендентами на чемпионский титул
Айртоном Сенной и Аленом Простом. Их дуэль закончилась весьма спорным столкновением
на 47-м круге. Машину Сенны вытолкали стюарды. И хотя бразилец пересек
финишную линию первым, он был дисквалифицирован, передав тем самым победу
Алессандро Наннини, а чемпионский титул – Просту. Еще через год в 1990 году Сузука увидела второй
раунд этого противостояния, снова окончившийся столкновением на первом
же круге. На этот раз чемпионская корона досталась Сенне, который позже
признался, что намеренно выбил Ferrari француза из гонки. В 1992 году в Сузуке одержал последнюю победу
в карьере Риккардо Патрезе. В 1993 году доминировал Сенна. В захватывающей
дождевой гонке 1994 года Дэймон Хилл завоевал одну из своих самых красивых
побед. В 1996 году Дэймон Хилл уехал из Японии с
кубком за победу в Гран При. Его и Вильнева разделяло девять очков. Однако
на 36-м круге у канадца отлетело заднее правое колесо, подарив таким образом
титул чемпиона мира Хиллу. Победу в гонке 1997 года одержал Михаэль Шумахер.
Жак Вильнев, который стал чемпионом в этом сезоне, не был допущен к старту
за игнорирование желтых флагов на тренировке. Команда подала протест, и
канадец все-таки принял участие в Гран При. Он финишировал пятым, однако
его результат не был зачтен. В 1998 году судьба чемпионской короны вновь
решалась на этапе в Японии. И хотя с поула стартовал Михаэль Шумахер, Мика
Хаккинен не оставил шансов соперникам, проведя безупречную гонку и ни разу
не уступив лидерство. В следующем сезоне финн повторил свой успех. Гран При Японии 2000 года стал особенным для
болельщиков Ferrari и Михаэля Шумахера. Помимо победы в гонке Михаэль,
наконец, сделал то, чего не удавалось гонщикам Ferrari на протяжении 21
года – одержал победу в Личном зачете пилотов на машине из Маранелло. Из-за тотального превосходства автомобилей
Ferrari в 2001 году и в 2002 году, судьба чемпионских титулов решилась
еще до японского Гран При. Так что оба раза Михаэль Шумахер побеждал в
стране Восходящего Солнца уже находясь в ранге чемпиона мира. Но в 2003 году интрига вновь вернулась на
Гран При Японии. Кими Райкконен и Михаэль Шумахер приехали на завершающий
этап, оба претендуя на чемпионскую корону, правда, Михаэлю для победы достаточно
было всего одного очка. После плотной борьбы со своим братом Ральфом, чуть
было не стоившей старшему брату схода с дистанции, Михаэль все-таки сумел
продолжить гонку и выполнить свою задачу минимум. А так же великолепно
справился со своей задачей максимум его напарник Рубенс Баррикелло, одержавший
победу на Гран При Японии, оставив Райкконену довольствоваться вторым местом
как в гонке, так и в чемпионате. В 2004 году Ferrari возродили доминирующее
положение в чемпионате, и в Гран При Японии победу одержал уже семикратный
чемпион мира Михаэль Шумахер. Гран При Японии 2005 года начался с победы
на квалификации Ральфа Шумахера – первой для немца за команду Toyota. Однако
в гонке он смог рассчитывать лишь на восьмое место. Победа на этапе, казалось,
достанется итальянцу Джанкарло Физикелле (Renault), но в последнем повороте
предпоследнего круга его обошел Кими Райкконен на McLaren. Третьим финишировал
напарник Физикеллы – Фернандо Алонсо.