1:24,125 (2004 год, Михаэль Шумахер/Ferrari F2004)
Рекорд круга в квалификации:
1:24,408 (2004 год, Михаэль Шумахер/Ferrari F2004)
.
.
Технические особенности
Автодром в Альберт-Парке – один из самых длинных
в календаре. Он представляет собой комбинацию коротких прямых и быстрых
плавных поворотов и потому является достаточно быстрым. Исключение составляет
лишь шпилька Прост, которую пилоты преодолевают на скорости всего 72 км/ч.
Трасса очень требовательна к моторам, ведь около 60% дистанции гонщики
проходят, утопив педаль газа в пол. Большое значение имеет и вес машин,
так как каждые 10 кг топлива приводят к потере порядка 0,4 секунды на круге.
Покрытие трассы довольно гладкое и обладает весьма низкими сцепными свойствами,
особенно на старте уик-энда. Но по мере того, как на покрытие накатывается
слой резины, сцепные свойства улучшаются, и скорости резко возрастают.
Поэтому лучшие результаты пилоты, как правило, показывают непосредственно
по ходу самой гонки.
Австралия долгое время оставалась в стороне от
мира «Больших Призов» Формулы-1. И все это, несмотря на многочисленные
успехи двух именитых австралийцев Джека Брэбхема и Алана Джонса. Когда
же после долгих раздумий в 1985 году Австралия наконец приняла у себя первый
Гран При, этот этап сразу же вошел в число самых популярных в календаре
чемпионата. Первоначально гонки проходили на трассе в Аделаиде, а уже с
1996 года и по сей день соревнования проводятся на красивейшем автодроме
Альберт-Парк.
Трасса в Альберт-Парке, расположенная к югу от
центра Мельбурна – административного центра штата Виктория, была сооружена
еще в 1953 году и проходила по парковым дорогам, огибающим озеро. Вплоть
до 1958 года она принимала у себя неофициальный Гран При Австралии, не
входящий в зачет чемпионата мира, для машин «Formula Libre». Победителем
тогда стал Дуг Уайтфорд на Lago-Talbot T26C. В 1992 году новоизбранный
премьер штата Виктория Джефф Кеннет поставил задачу поднять международный
престиж Мельбурна, и одним из пунктов его программы значилось перемещение
арены Гран При Австралии из Аделаиды в Мельбурн. Соглашение было заключено
в сентябре 1993 года, однако первый этап состоялся только в 1996 году,
когда истек срок действия контракта с Аделаидой. И с 1996 года Мельбурн
традиционно открывает календарь чемпионата.
Чтобы принимать Гран При Австралии, трасса в
Альберт-Парке была серьезно реконструирована. Это вызвало ярые протесты
со стороны защитников окружающей среды, полагающих, что строительные работы
нанесут серьезный ущерб естественному ландшафту парка, а выхлопные газы
формульных десяток навредят экологии города. И все это, несмотря на то,
что автодром здесь – ровно как и в Монако – сооружение временное. Протестующими
был даже создан веб-сайт, на страницах которого они призывают спасти Альберт-Парк
и перенести проведение Гран При в другое место. Однако, несмотря на протесты
неутомимых «зеленых», которые в меньшем масштабе продолжаются и по сей
день, трасса успешно дебютировала в сезоне – 1996 и сразу же завоевала
симпатии как болельщиков, так и самих гонщиков.
Победу в первом Гран При в 1996 году одержал
Дэймон Хилл, после того как его новый напарник по Williams Жак Вильнев
был вынужден сбросить скорость за несколько кругов до финиша из-за проблем
с мотором Renault.
В 1997 году канадец вновь был нацелен на победу,
но на этот раз его планам помешал Эдди Ирвайн, вынесший Жака в первом повороте.
Так же не повезло в этом Гран При действующему чемпиону мира Дэймону Хиллу.
Для него гонка окончилась, не успев начаться, так как Arrows британца заглох
еще на формирующем круге. В сложившихся обстоятельствах Дэвид Култхард
принес первую после Аделаиды – 1993 года победу команде McLaren.
В 1998 году Култхард вновь уверенно лидировал
в гонке, в то время как его напарник Мика Хаккинен потерял уйму времени
в боксах. Однако, незадолго до клетчатого флага, Дэвид джентльменским жестом
пропустил вперед товарища по команде.
1999 год принес первую победу в Гран При пилоту
Ferrari Эдди Ирвайну. А в 2000 году первую победу на трассе в Мельбурне
одержал Михаэль Шумахер. Его новый партнер по Ferrari Рубенс Баррикелло
пришел к финишу вторым.
Гран При 2001 года был омрачен трагической гибелью
маршала в результате впечатляющего столкновения BAR Жака Вильнева и Williams
Ральфа Шумахера. Победа в этот день досталась Михаэлю Шумахеру, оформившему,
к тому же, хет-трик.
В 2002 Ральф Шумахер заставил замереть миллионную
аудиторию Австралийского Гран При своим впечатляющим полетом на Williams
BMW, когда во время старта он наткнулся на Ferrari Рубенса Баррикелло.
Болид взмыл в воздух подобно истребителю Миг-29, а сам Ральф, отделавшийся
в результате только легким испугом, отшучивался позже, что если бы на его
борту было больше топлива, он бы точно долетел до своего дома в Австрии.
Победу же вновь одерживает гонщик команды из Маранелло, старший брат летчика-любителя,
Михаэль Шумахер. Однако ликование болельщиков и внимание прессы на
этот раз досталось не ему, а местному парню Марку Уэбберу, новичку чемпионата,
умудрившемуся финишировать на Minardi пятым.
В 2003 году впервые за последние четыре сезона
подиум Гран При Австралии остался без представителя команды Ferrari. Победу
завоевал Дэвид Култхард из McLaren, вторым стал Хуан-Пабло Монтоя на Williams,
а третье место досталось еще одному пилоту McLaren – Кими Райкконену.
В 2004 году с дубля в Альберт-Парке начала свое
победное шествие команда Ferrari.
В 2005 году трасса примет свой юбилейный десятый
Гран При.
В 2005 году трасса приняла свой юбилейный десятый
Гран При. Квалификацию выиграл новобранец команды Renault Джанкарло Физикелла.
Он же отпраздновал победу в гонке. Компанию на подиуме итальянцу составили
Рубенс Баррикелло из Ferrari и напарник Джанкарло по команде Фернандо Алонсо.
Из-за прерванной процедуры старта (заглох McLaren Кими Райкконена), дистанция
гонки сократилась на один круг.
Трасса в Мельбурне, традиционно открывавшая в
последние годы сезон Формулы-1, на 2006 год уступает это право недавно
появившемуся кольцу в Бахрейне. Большой Приз Австралии на этот раз будет
разыгрываться в третьем по счету этапе сезона-2006.