Ж.-П.
Жарье (FR), Д. Пирони (FR), Д. Дали (IRL), Д. Лиз (GB)
Williams
"Williams-Ford-FW06",
"-FW07"
А.
Джонс (AUS), Д. Регаццони (SWI)
Wolf
"Wolf-Ford-WR7"
Д.
Хант (GB), К. Росберг (FIN)
В сезоне 1979 года автомобили с граунд-эффектом взяли на вооружение почти
все команды, и то решающее преимущество, которое давала "Lotus" в прошлом
году модель "-79", практически сошло на нет. Более того, многие новые автомобили,
использовавшие граунд-эффект, были лучше, чем "Lotus-79". Претендентов
на победы в новом сезоне было предостаточно, и уже первый этап в Аргентине
подтвердил это. В Буэнос-Айресе господствовала команда "Ligier" со своей
новой моделью "-JS11": Жак Лаффит, выиграв квалификацию с преимуществом
в 1,04 с над своим партнером по команде Патриком Депайе, выиграл гонку,
показав в ней также лучший круг. Депайе, хотя и лидировал первые десять
кругов, был на финише четвертым. Два гонщика "Lotus" - Карлос Ройтеманн
и Марио Андретти - заняли второе и пятое места.
На втором этапе в Бразилии преимущество "Ligier" было столь же подавляющим:
снова первое и второе места в квалификации, лучший круг и лидерство Лаффита
на протяжении всей дистанции и победный дубль на финише (Депайе отстал
на 5,28 с, а ставший третьим Ройтеманн - уже на 44,14). После двух гонок
Лаффит лидировал с 18 очками, а Депайе с 9 занимал третье место, на одно
очко отставая от Ройтеманна. В Кубке Конструкторов (где с этого сезона
в зачет шли все очки, полученные командой на каждом этапе) у "Ligier" было
27 очков, у "Lotus" - 12, а из остальных команд ни одна не взяла более
четырех. Господство "Ligier" и "Lotus" было легко объяснимо: на первых
двух этапах большинство команд еще не использовало новые автомобили с граунд-эффектом,
в то время как "Ligier" вывела на старт "-JS11" уже в Аргентине. Теми же
причинами объяснялись и неплохие результаты "Lotus-79", так что появление
на сцене новых лидеров было только вопросом времени. Так, 3 марта на Гран
При ЮАР дебютировала новая модель "Ferrari-312T4" с граунд-эффектом и тут
же показала все свои возможности: Жиль Вильнев и Джоди Шектер уверенно
завершили гонку первым и вторым, в то время как ни один из гонщиков "Ligier"
не получил очков, а Андретти и Ройтеманн на "Lotus" заняли только четвертое
и пятое места, пропустив вперед даже Жана-Пьера Жарье на "Tyrrell". Экс-чемпион
мира Ники Лауда стал шестым за рулем "Brabham-Alfa-BT48". Поул-позицию
на этом этапе занял Жан-Пьер Жабуй на "Renault-RS10" с турбонаддувом -
расположенная в горах трасса давала турбодвигателям преимущество. Жабуй
возглавлял пелотон в начале гонки, но затем пропустил вперед гонщиков "Ferrari",
а на сорок восьмом круге отказал двигатель.
8 апреля в Лонг-Бич "Ferrari" вновь не оставили соперникам никаких шансов:
Вильнев показал score parfait, Шектер был вторым как на старте, так и на
финише. Третье место досталась Алану Джонсу на прошлогоднем "Williams",
опередившему Андретти и Депайе. По итогам четырех этапов "Ligier" потеряла
лидерство в обоих зачетах, несмотря на колоссальное преимущество, которая
команда имела после двух гонок. Теперь лидером чемпионата был Вильнев с
20 очками, а Лаффит отставал на два. Далее шла плотная группа, состоявшая
из Шектера с 13 очками, Ройтеманна с 12 и Депайе с 11, а замыкал шестерку
Андретти с 8 очками. В Кубке Конструкторов "Ferrari" имела 33 очка, а "Ligier"
- 29. "Lotus" сейчас был на третьем месте с 20 очками. Было очевидно, что
модель "-79", которой не было равных в прошлом году (если не считать запрещенный
после одной проведенной гонки "Brabham-BT46B"), в этом сезоне уже не может
конкурировать с новыми автомобилями соперников, в которых по сравнению
с "Lotus-79" ошибки были исправлены, а достоинства - умножены. Чтобы поднять
результативность выступлений, на пятом этапе в Испании 29 апреля дебютировала
новая модель "-80", где создававшие граунд-эффект секции были продолжены
до уровня задних антикрыльев, и даже в носовом обтекателе нашлось место
для еще одной. Андретти на "-80", стартовав четвертым, финишировал третьим,
но Ройтеманн на "-79" занял второе место. Вообще же в Хараме снова не было
равных пилотам "Ligier": Депайе, стартовав вторым, лидировал все 75 кругов,
а обладатель поул-позиции Лаффит мог бы претендовать на второе место на
финише, если бы не поломка двигателя. Французская команда даже после впечатляющей
демонстрации силы "Ferrari" в Кьялами и Лонг-Бич не собиралась сдавать
завоеванные позиции, в то время как сама "Ferrari" в Хараме выглядела не
лучшим образом: Шектер стал только четвертым, а Вильнев - вообще седьмым.
Замкнули шестерку Жарье и Пирони - оба на "Tyrrell".
Очередной потенциальный лидер появился в Формуле 1 на Гран При Бельгии.
На этот раз им стала команда "Williams" со своей новой моделью "-FW07",
дебютировавшей на Гран При Испании. Алан Джонс лидировал на этом автомобиле
21 круг, пока не сошел. Главными претендентами на победу были Лаффит и
Депайе, однако последний, лидируя, сошел, а Лаффит незадолго до финише
уступил-таки победу Шектеру. Третьим стал Дидье Пирони на "Tyrrell", четвертым
- Ройтеманн. Рикардо Патрезе финишировал пятым, что явилось лучшим результатом
команды "Arrows" в этом сезоне.
Победа Шектера в Цольдере позволила ему догнать в чемпионате мира Лаффита:
у них было теперь по 24 очка. На четыре очка отставали их напарники - Вильнев
и Депайе, а на пять - Ройтеманн. Шестое место занимал Андретти, но у него
было всего лишь 12 очков. В Кубке Конструкторов "Ferrari" вернула себе
лидерство, потерянное после победы Депайе в Испании: на ее счету было 45
очков, в то время как у "Ligier" - 44. "Lotus" занимал третье место с 33
очками, находясь, таким образом, в промежуточном положении между лидерами
и середняками (на четвертом месте находилась команда "Tyrrell" с 15 очками).
Две трети очков "Lotus" принес Ройтеманн, который, в отличие от Андретти,
предпочитал не экспериментировать с "восьмидесятой" моделью, а участвовать
в гонках на проверенной "-79". Андретти же вышел на старт Гран При Монако
27 мая за рулем "Lotus-Ford-80", но безуспешно: подвеска не выдержала адской
прижимающей силы, которую создавал этот автомобиль, и приказала долго жить
на двадцать втором круге. Победил вновь Шектер, опередив Джанклаудио Регаццони
на "Williams" всего на 0,44 с. Гран При Монако стал последней гонкой для
экс-чемпиона мира Джеймса Ханта - новая модель команды "Wolf" с граунд-эффектом
не добралась до финиша в шести гонках из семи, и разочаровавшийся в ее
способностях Хант покинул команду. Его место занял финн Кейо Росберг. На
восьмом этапе во Франции 1 июля Андретти еще раз вывел на старт "Lotus-Ford-80",
но гонка закончилась для него сходом, после чего эта модель больше на трассах
не появлялась. Гонку же, неожиданно для всех, выиграл Жабуй на "Renault",
стартовав к тому же с поул-позиции. Французская команда, испытывавшая бесчисленные
трудности на протяжении первых двух сезонов, в 1979 году наконец доказала,
что автомобили с турбонаддувом могут побеждать, тем более что Рене Арну
стал третьим после фантастического поединка за второе место с Вильневом
и показал лучший круг в гонке. С этого момента в Формуле 1 начался необратимый
процесс, в ходе которого турбодвигатели получили признание и через шесть
лет использовались абсолютно всеми командами. Но до этого было еще далеко,
и победа во Франции так и осталась для "Renault" единственной в сезоне.
Во Франции состоялся дебют футуристического "Arrows-Ford-A2", который,
однако, за пять следующих гонок, в которых он участвовал, принес команде
лишь два очка (шестые места Йохена Масса в Германии и Нидерландах).
Еще одну сенсацию преподнесла гонка в Великобритании. Команда "Williams"
избавилась наконец от "детских болезней" шасси "-FW07", и в Сильверстоуне
господствовали Джонс и Регаццони. Джонс выиграл квалификацию и шел первым
более половины дистанции, но был вынужден прекратить гонку. Тогда лидерство
перехватил Регаццони и удерживал его до самого финиша, принеся Фрэнку Уильямсу
первую победу. Арну во второй раз подряд финишировал на подиуме, теперь
уже на втором месте.
После девяти этапов Шектер с 32 очками и Вильнев с 26 возглавляли чемпионат.
Лаффит (24) занимал третье место, опережая Депайе и Ройтеманна, имевших
по 20. На шестое место, опередив Андретти, вышел Регаццони с 16 очками.
Лидерство в Кубке Конструкторов по-прежнему принадлежало "Ferrari" (62
очка). "Ligier", имевшая 47 очков, уже заметно отставала. Третье место
удерживал за собой "Lotus" с 37 очками. "Williams" (23 очка) пробился на
четвертое, опередив "Tyrrell" (21), а "Renault" за две гонки получила сразу
19 очков и теперь занимала шестое место. Затем в первой шестерке стали
происходить серьезные изменения, связанные с неожиданным взлетом команды
"Williams": за победой Регаццони последовал дубль Джонс-Регаццони в Германии
29 июля. Поул-позицию в третий раз в сезоне занял Жабуй, но старт он проиграл
Джонсу, а затем быстро сошел. Джонс же, стартовав со второго места, одержал
победу, опередив Регаццони на 2,91 с. Затем Джонс выиграл в Австрии (опередив
Вильнева, Лаффита и Шектера; Регаццони стал пятым) и в Нидерландах, где
сзади него оказались Шектер и Лаффит. Такого взлета не ожидал никто. Для
сравнения, Шектер и Лаффит взяли за эти три этапа по 12 очков, Вильнев
- 6, и после двенадцати этапов Джонс прочно вошел в число лидеров: находясь
на третьем месте в чемпионате, он имел уже 34 очка, в то время как Лаффит
(второй) - 36, а Вильнев (четвертый) - 32. Впрочем, на титул в этом году
Джонс рассчитывать не мог: максимум очков, которые могли пойти ему в зачет
чемпионата, составлял 40, а лидер чемпионата Шектер имел уже 44. У Регаццони
было 24 очка, и он опередил Ройтеманна и Депайе, у которых по-прежнему
было по 20. Депайе пополнить свой счет уже не мог, получив серьезную травму
во время полета на дельтаплане. В "Ligier" его сменил знаменитый бельгиец
Джекки Икс, который, однако, не показывал хороших результатов: лучшим,
чего он смог добиться, было пятое место в Зандвоорте, и по окончании сезона
Икс ушел из Формулы 1.
Тринадцатый этап состоялся в Италии. На скоростной трассе в квалификации
преимущество было у пилотов "Renault" - Жабуй и Арну стартовали первым
и вторым. Гонка же в который раз доказала, что французских двигателей хватает
ненадолго: у Арну, лидировавшего в начале гонки, начались проблемы с двигателем,
и он сначала пропустил вперед Шектера, а потом сошел. Шектера довольно
скоро догнал Вильнев, но обогнать не смог и отстал на финише на 0,46 с.
Это в общем-то ничтожное отставание стоило Вильневу всех надежд на победу
в чемпионате: теперь счет был 51-38 в пользу Шектера, и, даже выиграв два
оставшихся Гран При, Вильнев имел бы только 50 очков. То же можно было
сказать и о Лаффите, в Монце очков не получившего: его максимально возможная
сумма также была равна 50 очкам. В зачете Кубка Конструкторов "Ferrari"
также была уже недосягаема для "Williams" и "Ligier".
Здесь, в Монце, состоялся официальный дебют команды "Alfa-Romeo": отчаявшись
достигнуть успехов, сотрудничая с "Brabham", фирма вывела на старт два
автомобиля собственной конструкции для Бруно Джакомелли и Витторио Брамбиллы
(до этого, в Гран При Бельгии и Франции, Джакомелли уже стартовал на прототипе
"Alfa-Romeo-177"). Контракт с "Brabham" был расторгнут после Гран При Италии,
несмотря на четвертое место Лауды в этой гонке и четвертое же место Нельсона
Пике в Зандвоорте. "Brabham" был вынужден вернуться к использованию двигателей
"Ford" и к Гран При Канады подготовил новую модель "-BT49", но Лауду это
уже не интересовало, и он накануне гонки объявил о своем уходе. Первым
пилотом команды стал Пике, который в Канаде квалифицировался на четвертом
месте. Хотя бразилец и сошел, он показал всем, что в Формуле 1 появился
еще один претендент на победы. Выиграл в Монреале Джонс, в напряженной
борьбе всего на 1,080 с опередивший Вильнева (Регаццони и Шектер заняли
третье и четвертое места). Джонс и Вильнев вновь оспаривали победу на Гран
При США в Уоткинс Глен, и на этот раз борьба завершилась в пользу Вильнева.
Джонс, на тридцать втором круге опередив канадца, продержался впереди только
пять кругов: на тридцать седьмом у его автомобиля отвалилось колесо, и
Вильнев финишировал, имея 48,787 с отрыва от Арну и 53,199 - от Пирони.
Итальянец Элио де Анжелис финишировал четвертым, принеся последние очки
команде "Shadow". Ганс-Иоаким Штук на ATS стал пятым, а шестое место занял
Уотсон.
1979 год стал переломным в истории Формулы 1 - ушли, ничего не добившись,
такие гранды, как Хант, Лауда или Икс, и их место заняли те, кто раньше
оставался в тени: Вильнев, Джонс, Лаффит. То же можно было сказать и о
командах: усилился процесс выдвижения на первые роли ранее незаметных середняков
("Ligier", "Williams") или вообще аутсайдеров ("Renault"); сдали свои позиции
"Lotus", "Tyrrell" и "Wolf", а "McLaren" - еще годом раньше. На вооружение
всеми командами был взят граунд-эффект, и турбодвигатели, которые раньше
казались любопытной диковинкой, стали теперь весьма ощутимой силой.