HISTORY-F1




Меню сайта


Наш опрос

Оцените мой сайт

Всего ответов: 0


 
Чемпионат 1961 года
 
  В октябре 1958 года FIA утвердила новый регламент проведения чемпионатов мира, вступивший в действие первого января 1961 года. В соответствии с новыми техническими требованиями рабочий объем автомобилей "Формулы I" должен был находиться в пределах от 1300 до 1500 куб.см, а применение нагнетателей запрещалось.

Старт Большого Приза Голландии 1961 года. Первыми на дистанцию уходят Фил Хилл (N1) и фон Трипс (N3).

Эти нововведения, практически не отличавшиеся от правил действовавшей с 1957 по 1960 гг. "Формулы 2", поставили в весьма благоприятное положение фирмы Ferrari и Porsche. Первая, не имея возможности конкурировать на трассах мировых первенств с английскими классическими Vanwall, а также заднемоторными Cooper и Lotus (cезон 1958 года, хоть и окончился победой в чемпионате гонщика Scuderia Ferrari Майкла Хоуторна, убедительно показал Commendatore, что его машины едут "на последнем дыхании"), решила готовиться к новой "Формуле I" и ориентировала своею деятельность на "младший" класс. В программе западногерманской фирмы была 1,5-литровая версия двигателя от модели "356", подходившая для установки на автомобиль F2, а после обкатки - и на болид "королевского" класса. Английские же команды не могли позволить себе вести борьбу одновременно в двух "весовых категориях". Посему британские участники соревнований чемпионата мира (включая и основного поставщика двигателей для их машин - Coventry-Climax) оказались неподготовленными к введению нового технического регламента. Они пытались обжаловать решение FIA, угрожая даже бойкотом мировых первенств, но Международная федерация (не без нажима со стороны итальянцев) осталась непоколебимой в своем решении. Интересно, что оказавшиеся "без работы" 2,5-литровые моторы "Формулы I" 1954-1960 гг. нашли себе применение в гонках автомобилей так называемой Межконтинентальной формулы (в частности, на них проходил розыгрыш Кубка Тасмании - серии состязаний на территории Австралии и Новой Зеландии). Также их использовали некоторые гоночные команды в 1966 году, когда началось действие новой 3-литровой "Формулы I".

Как бы то ни было, но к началу сезона 1961 года мощность машин из Маранелло (модели "156", что означало "1,5 литра; 6 цилиндров"), прозванных за характерные очертания "носа" "акулами", достигала 185 л.с. Четырехцилиндровый двигатель Porsche (с воздушным охлаждением !) развивал 165 л.с. Британские же BRM и Coventry-Climax имели всего 145-155 л.с.

Помимо изменения в техническом регламенте перед началом мирового первенства 1961 года изменились и некоторые организационные правила. Теперь за победу на этапе начислялось 9 очков и 1 очко давалось за шестое место. Прохождение лучшего круга в ходе состязаний не премировалось. Из календаря чемпионата мира исчезли 500-мильные гонки в Индианаполисе - их теперь сменил Большой Приз США, вошедший в зачет мирового первенства за два года до этого.

XII чемпионат мира проводился в восемь этапов - в Монако, Голландии, Бельгии, Франции, Англии, ФРГ, Италии и США. Зачет шел по пяти лучшим результатам, показанным гонщиком. В первенстве приняли участие 53 спортсмена на машинах девяти марок - BRM, Cooper, De Tomaso, Emeryson, Ferrari, Ferguson, Gilby, JBM, Lotus и Porsche. Семнадцать водителей приезжали "в очках".

Наиболее интересным автомобилем сезона, бесспорно, являлся Ferguson модели Р99, имевший "классическую" компоновку (это была последняя машина в состязаниях Grand Prix, с двигателем спереди) и привод на все (!) колеса. Автомобиль вышел на старт только одних состязаний года - Большого Приза Англии (водитель - англичанин Джек Фэйермен). На 56-м круге Фэйермена заменил Стирлинг Мосс, оставшийся "безлошадным" после поломки своего Lotus. При этом Мосс знал, что никаких шансов на получение очков у него нет, ибо еще с 1958 года замена гонщиков в ходе соревнований не допускалась, но желание испытать необычную машину было слишком велико. Однако и Фэйермен, и Мосс были дисквалифицированы и сняты с дистанции из-за того, что их заглохший в боксах при смене пилотов автомобиль механики завели "с толчка". Тем не менее этот эпизод вошел в историю "Формулы I" как единственный случай управления одним гонщиком двумя машинами разных марок в ходе одного этапа. Единственного успеха полноприводной болид класса GP, управляемый Стирлингом Моссом, добился в состязаниях на "Золотой Кубок", проходивших в Олтон-Парке и не входивших в зачет мирового первенства.

Трагический финал чемпионата 1961 года. Сзади в пыли кувыркается Ferrari фон Трипса. Справа "делает часы" Джим Кларк.

Хотя бесспорными фаворитами чемпионата 1961 года считались гонщики на Ferrari-156, мировое первенство, открывшееся в Монте-Карло 14 мая, началось с красивой победы Стирлинга Мосса на 4-цилиндровом Lotus 18-Climax команды Rob Walker Team. Имея "в наличии" на 30 л.с. меньше, чем его конкуренты на Ferrari, Моос на первых 13 кругах демонстрировал виртуозное управление автомобилем в "слипстриме" (движении в ветровой "тени" от идущего впереди соперника), а затем, обойдя лидировавшего Ричи Гинтера, выступавшего на заводской машине, сумел отбить все атаки американца и опередить его на финише на 3 с лишним секунды.

А затем пошла серия побед болидов из Маранелло - заводских автомобилей, ведомых американцами Филом Хиллом и Ричи Гинтером, немецким графом Берге Вольфгангом фон Трипсом, бельгийцами Оливье Жендебьеном (ездившим на машине, окрашенной в желтый цвет, - национальный "окрас" бельгийских болидов класса Grand Prix) и "Диким Вилли" Майрессом. В борьбу заводских пилотов неожиданно включился итальянец Джанкарло Багетти, пилот "полузаводской" команды FISA (не путать с одноименной организацией, появившейся в конце 70-х годов!), а затем Scuderia Sant Ambroes, имевших "на вооружении" единственную "акулу". Обратите внимание - Ferrari-156 ,лучший автомобиль "Формулы I" того времени, передается в распоряжение шести (!) водителей. И это не было чем-то удивительным в те годы. Все ведущие фирмы "Формулы I" обеспечивали машинами не только себя, но и независимые команды - например, Rob Walker Team, в которой стартовал легендарный Стирлинг Мосс. Такое положение обеспечивало зрелищность, невиданную нашим любителем гонок "Формулы I", наблюдающим состязания так называемой королевской дисциплины с момента ее заката (то есть с 1992 года).

Но мы отвлеклись от темы нашего рассказа. Итак, после фиаско в Монако наступила череда триумфов "акул" из Маранелло - двойная победа в Голландии (первый - Трипс, второй - Фил Хилл), четыре первых места в Бельгии (Фил Хилл, Трипс, Гинтер, Жендебьен соответственно), "hat-trick" в Англии (первый - Трипс, второй - Фил Хилл, третий - Ричи Гинтер). На французском этапе, проводимом перед гонками в Эйнтри, при первом старте на дистанциях мировых первенств победу одержал 26-летний Джанкарло Багетти. Не менее удивительным может показаться тот факт, что Багетти с большим трудом опередил своего ближайшего соперника всего на 0,1 секунды, а боролся он с Дэном Гарни на Porsche, имевшим на 20 "лошадок" меньше, чем "Вздыбленный конь" дебютанта мировых чемпионатов. Заводских гонщиков Ferrari в этой гонке преследовали технические неполадки и еЈ лучший гонщик - Фил Хилл - смог финишировать только девятым.

Фил Хилл на Ferrari 156 - БП Италии.

В середине сезона "на лапы встал британский лев" - перед Большим Призом ФРГ фирма Coventry-Climax снабдила команду Джона Купера своей новой V-образной "восьмеркой" мощностью 182 л.с. Но английская новинка проходила стадию "детских болезней", и Джек Брэбхем, управлявший машиной серии T58 вынужден был сойти с дистанции в Нюрбургринге. Правда, честь британских команд защитил Стирлинг Мосс, обошедший на своем Lotus 18/21-Climax со старой "четверкой" почти на полминуты Вольфганга фон Трипса. Фил Хилл на эйфельской трассе финишировал третьим.

Перед итальянским этапом в борьбу с Ferrari вступили новые 8-цилиндровые BRM мощностью 185 л.с. Но уже было ясно, что титул чемпиона мира однозначно получит гонщик Ferrari - либо Трипс, имевший на своем счету 33 очка по результатам пяти гонок, либо Фил Хилл, набравший 29 очков (также по результатам пяти гонок). В Монце американец стартовал с четвертой позиции, фон Трипс - с первой. Чуть замешкавшись на старте, немец мчится за своим соперником, и на первом же круге происходит трагедия - перестраиваясь для обгона соперника, немец случайно задевает переднее колесо машины Кларка и начинает "выделывать" по трассе многочисленные сальто. Врезавшись в сетку, ограждавшую зрителей от трассы, Ferrari графа фон Трипса убивает 14 зрителей. Пилот погибает...

Фил Хилл, ничего не знавший о трагедии, разыгравшейся за ним на трассе, выиграл этап и вместе с ним мировое первенство. Стоя на подиуме, американец, только узнавший о случившемся, плакал - без сомнения, это было самое траурное "посвящение" гонщика в чемпионы мира.

В знак траура (учитывая, что и чемпионский титул, и Кубок Конструкторов уже выигран), руководство фирмы Ferrari приняло решение не участвовать на американском этапе, и в Уоткинс-Гленне первую победу заводской команде Lotus принес бывший лейтенант воздушно-десантных войск Великобритании Инес Айрленд.

Из 490 кругов (2988 км) дистанций всех этапов чемпионата мира 1961 года автомобили Ferrari лидировали на протяжении 283 кругов (1960,6 км), Lotus - 174 кругов (882,2 км), Cooper - 28 кругов (103,6 км), Porsche - 5 кругов (41,5 км).

Результаты XII чемпионата мира (1961 год)

 
1 Филипп Хилл (США) Ferrari 38 очков (из них 34 зачетных)
Берге фон Трипс (ФРГ) Ferrari 33 очка
3-4 Стирлинг Мосс (Англия) Lotus-Climax 21 очко
3-4 Дэн Гарни (США) Porsche 21 очко
Пол-Ричард Гинтер (США) Ferrari 16 очков
6 Инес Айрленд (Англия) Lotus-Climax 12 очков
7-8 Джим Кларк (Шотландия) Lotus-Climax 11 очков
7-8 Брюс Макларен (Нов Зеландия) Cooper-Climax 11 очков
9 Джанкарло Багетти (Италия) Ferrari 9 очков
10 Энтони Брукс (Англия) BRM-Climax 6 очков
Результаты розыгрыша IV Кубка конструкторов (1961 год)
 
1 Ferrari Италия 52 очков (из них, 40 - зачетных)
Lotus-Climax Англия  32 очков (из них, 32 - зачетных)
Porsche ФРГ 23 очков (из них, 22 - зачетных)
Cooper-Climax Англия 18 очков (из них, 14 - зачетных)
5 BRM-Climax Англия 7 очков (из них, 7 - зачетных)
 

Сайт управляется Создание сайтовUcoZ системой


Календарь новостей

«Февраль 2007  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28


Поиск по новостям



Друзья сайта


Статистика