"БЕНЕТТОН"
(Benetton)
Benetton Formula Ltd.
Whiteways Technical Center
Enstone, Chipping Norton
Oxon OX7 4EE, Great Britain
Первый Гран-при:
Первый Гран-при: 1981, Италия
Участие в Гран-при
251
Поулы:
15
Лучший круг:
35
Всего очков:
768.5
Победы:
27
2 место:
28
3 место:
40
4 место:
34
5 место:
32
6 место:
24
Семья Бенеттон вошла в мир Формулы-1 купив безнадежную команду "Тоулмэн"
в конце 1985 года. Тэд
Тоулмэн и его фирма принимали участие в соревнованиях Британских клубов
по автомобильному спорту,
построив свой первый автомобиль для "Формулы-2" в 1980 г. и показав
первоклассные результаты в
следующем году. Команда впервые появивилась на Гран-при Италии в 1981
года под именем «Тоулмэн».
Спустя пять лет «Тоулмэн» сменил свое название на «Бенеттон», известное
ныне всем любителям Формулы-1.
В 1985 году Уитни, создав команду, начал испытывать материальные затруднения
и был спасен благодаря
спонсорству "Бенеттона", в результате чего состоялось приобретение
контрольного пакета акций данной
итальянской фирмой в следующем сезоне.
Для своего дебюта в 1986 году Бенеттон получил турбо-двигатель БМВ вместо
двигателя "Харт", а в придачу
австрийского гонщика Герхарда Бергера, присоединившегося к Тео Фаби.
Дебют 1986 года оказался вполне
достойным для команды. Бергер сумел принести победу на гран-при Мексики,
пройдя квалификацию
четвертым. В свой первый год в Формуле-1, получив 17 очков от Бергера
и 2 очка от Фаби, команда заняла
шестое место в Чемпионате Конструкторов.
В 1987 Бергер перешел в "Феррари". Фаби остался, и к нему присоединился
Тьерри Бутсен. На смену
двигателям БМВ пришли турбо-двигатели "Форд". Бутсен убедительно лидировал
на гран-при Мексики, пока
не сошел с дистанции, а Фаби пришел к финишу гонки гран-при Австрии
на старом кольце "Остеррайхринг" с
третьим результатом. "Бенеттон" закончил год на пятом месте Кубка Конструкторов.
Частично такой результат
объясняется отсутствием в команде организованности.
В 1998 году "Бенеттон" вернулся к обычному двигателю, тогда как "Феррари"
и "Макларен" продолжали
последний год использовать двигатели с турбонаддувом. Тео Фаби сменил
итальянец Алессандро Наннини,
вместе со своим товарищем по команде Бутсеном привнеся в выступления
новый дух соревнования. В
результате "Бенеттон" стал третьим в Кубке Конструкторов, опередив
такие команды, как "Лотус-Хонда",
"Эрроуз-БМВ" и "УилльямсДжадд".
К Наннини в 1989 году присоединился Джонни Херберт, английский пилот,
закончивший свой дебютный
сезон четвертым несмотря на тяжелую травму ноги, полученную за год
до этого в гонках Формулы-3000. После
дебютной гонки удача изменила Херберту, и команда заменила его на Эммануэле
Пирро. Сезон прошел удачно
- 39 очков и четвертое место в Кубке Конструкторов.
Фравио Бриаторе принял руководство командой в 1990 году. Он обеспечил
Нельсону Пике "на
взаимовыгодных условиях" три титула Чемпиона мира. Это вполне соответствовало
темпераменту Пике,
выигравшего две последние гонки сезона на "Сузуке" и в Аделаиде. Однако
не все шло по задуманному плану.
Надежды, возлагаемые на восходящую звезду Алессандро Наннини рухнули,
когда пилот повредил руку во
время полета на вертолете после гран-при Испании. По слухам, Наннини
готовился перейти в "Феррари" в
1991 году, и его заменили бразильцем Роберто Морено. "Бенеттон" снова
был третьим в чемпионате, заработав
71 очко.
Пике остался в команде и в 1991 году, выиграв гран-при Канады, когда
болид "Уилльямс-Рено" неожиданно
подвел команду на финальном круге, позволив бразильцу одержать свою
последнюю победу в гонках
Формулы-1. Год для команды был тяжелый - всего 38.5 очка к концу сезона.
Тем не менее, "Бенеттону" удалось
подписать контракт с Михаэлем Шумахером после того, как тот на дебютировал
на гонке в Спа-Франкошамп за
"Джордан". Как оказалось, этот контракт предопределил развитие команды
на годы вперед.
Михаэль Шумахер выиграл первый гран-при через год после своего дебюта
в Спа, закончив чемпионат на
третьем месте и принеся "Бенеттону" 91 очко в соревновании Конструкторов.
В первой половине сезона
выступления Мартина Брандла были не столь успешными, но во второй половине
сезона "Бенеттон" стал
силой, с которой приходилось считаться.
В 1993 году в чемпионате снова доминировал "Уильямс", на этот раз победы
ему приносил Ален Прост - это
был последний год пилота в Формуле-1. Пилоты "Бенеттона" несколько
раз поднимались на подиум, а
Михаэль Шумахер даже выиграл гран-при Португалии. Итальянский ветеран
Риккардо Патрезе был принят в
команду под давлением Берни Экклстоуна, который не хотел, чтобы бывший
пилот "Брэбхема" уходил из
гонок. Патрезе выступал неплохо и принес команде второе место на Гран-при
Венгрии, внеся свой вклад в
третье место, на которое поднялась команда в Кубке Конструкторов.
Но настоящий расцвет «Бенеттона» пришелся на середину 90-х и был напрямую
связан с именем Михаэля
Шумахера, два года подряд - в 1994 и 1995 - приносившим команде ее
первые чемпионские титулы. Особенно
стоит выделить 1995 год, когда вопреки многим спорам о том, являются
ли машины команды лучшими на
треке, пилоты «Бенеттона» вывели детище Флавио Бриаторе на безоговорочное
первое место в Кубке
конструкторов - целых одиннадцать раз за один сезон бело-голубые болиды
«Бенеттона» пересекали
финишную линию первыми.
Итак, Михаэль Шумахер стал чемпионом, но команда уступила лидерство
в Кубке Конструкторов "Уильямсу".
Несмотря на успешные выступления, базирующуюся в Оксфордшире команду
раздирали противоречия.
Специально для "Бенеттона" "Форд" создает совершенно новый двигатель
Zetec-R V8. В сочетании с шасси,
разработанным Россом Брауном и Рори Бирном это позволило "Бенеттону"
весь сезон вести за собой лучшие
команды Формулы. Противоречия вспыхнули с новой силой в середине сезона,
когда команда так и не
решилась полностью передать пилоту управление болидом, лишив себя возможности
контролировать
ситуацию при помощи программного обеспечения (запрет на это вступил
в действие в конце 1993 года). В
результате один из технических экспертов Формулы-1 Чарли Вайтинг обнаружил
в главном меню болида
скрытый программный запуск машины. Тем временем, Михаэль Шумахер был
дисквалифицирован после
гран-при Великобритании – на прогревочном круге он обогнал стоявшего
выше по сетке Дэймона Хилла, а во
время гонки долго не реагировал на черный флаг. В результате Шумахер
не участвовал в двух последующих
гонках и заплатил штраф в размере $500.
Кроме того, болид Йоса Ферстаппена, занявшего место получившего травму
Лехто, вспыхнул на пит-лейне во
время дозаправки на Гран-при Германии. Очевидно механик, стараясь ускорить
процесс дозаправки, раньше
времени вытащил шланг, подающий топливо. Ферстаппен не пострадал при
пожаре. Гран-при Бельгии
выиграл Шумахер, несмотря на то, что его машина едва не вылетела с
трассы во время гонки. Позже Шумахер
снова был дисквалифицирован – деревянная планка под корпусом болида
оказалась тоньше, чем было принято.
Несмотря на все это, Шумахер стал чемпионом, а "Бенеттон" - лучшей
командой года.
В 1995 году команда сменила двигатели "Форд" на "Рено". Шумахер довольно
легко выиграл чемпионат при
помощи Джонни Херберта, вернувшегося в команду через семь лет после
того, как от него отказался Бриаторе.
В отличие от 1994 года, когда у команды ничего не складывалось, 1995
год был годом взлета. Шумахер принес
команде 8 побед, получил Кубок сам, и для команды заработал Кубок Конструкторов.
Все пошло наперекосяк в 1996 году. Шумахер ушел в "Феррари", вслед за
ним команду покинули конструкторы
Росс Браун и Рори Бирн. В "Бенеттон" пришли Жан Алези и Герхард Бергер,
надеясь и далее вести команду на
гребне успеха 1995 года. Но им не повезло. Команда, и особенно Бриаторе,
так и не дождались ничего
выдающегося от пилотов, сидевших за рулем болидов с несбалансированным
шасси. Впервые с 1990 года
"Бенеттону" не удалось выиграть ни одной гонки.
В 1997 году у команды появилась надежда, когда Бергер выиграл Гран-при
Германии, а болид Жана Алези
постоянно доезжал до финиша, но в отличие от 1994 и 1995 года "Бенеттон"
уже не принадлежал к числу
лидеров.
В 1998 году "Бенеттон", как и "Уилльямс", лишился двигателей "Рено",
заменив их на "Мекахром" (якобы тот же
"Рено", но не заводской сборки). Флавио Бриатторе покинул "Бенеттон",
его заменил Дэвид Ричардс,
специалист по ралли на "Субару". Жан Алези и Герхард Бергер ушли из
команды. На их место пришли
итальянец Джанкарло Физикелла и австрийский тест-пилот Александр Вюрц.
Вряд ли в ближайшем будущем
"Бенеттон" вернется к нам в славе своих лучших лет, несмотря на неожиданный
и решительный переход
команды на шины "Бриджстоун".